Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Тов. Прохожий подал мне довольно интересную идею, а именно - попытаться сгруппировать советских композиторов-песенников и мастеров массовой песни по нескольким критериям:
1) По поколениям.
2) По стилистике и мелодическому почерку
Также интересно было бы обсудить их влияние друг на друга, если таковое заметно.
В подборку входят все композиторы, отметившиеся в написании песен в период с 1920-х по начало 1960-х гг. (т.е., поколение Пахмутовой, Эшпая и Френкеля входит в разбираемую группу).
Первое слово предоставляется самому тов. Прохожему.
Действительно удачная стилизация под народную песню, хотя стиль исполнения группы "Любэ" мне не нравится. Но не могу не отметить, что у группы очень много песен, содержащих весьма актуальные стихотворные тексты. Например, "Не рубите дерева".
у этой группы в отличие от абсолютного большинства "звезд" современной эстрады действительно есть что послушать. А что касается исполнения - ну это же совершенно не то, что ценим мы. Хотя в целом для творчества группы классическое исполнение решительно не подходит. Словом, неплохо, но не то, не то...
А как бы Вы оценили композиторский стиль К.Молчанова?
В ранний период у него были заметны некие "метания", поиски. Например, "Вот солдаты идут" явно похожа на стиль Блантера, "Огней так много золотых" и "От людей на деревне не спрятаться" откровенно подражают стилю Мокроусова, "Лечу над родной страной" - в стиле Туликова, более легкая лирика - в стиле Табачникова.
Но вот в целом мелодический "крен" у Молчанова был в сторону "советского романса" Богословского, Фрадкина и (чуть позже) Колмановского. Пожалуй, Молчанов по стилю ближе всего Колмановскому, да и траектория их эволюции как композиторов довольно схожая...
По Молчанову трудно что-либо добавить - да, именно так развивалось его песенное творчество.
Можно сделать даже некий обобщающий вывод. Композиторы (все вместе) создают некое "информационное поле" мелодических тем, мелодии варьируются и обогащаются, частично переходя от одного автора к другому. Причём у большинства композиторов в этом плане можно разглядеть те или иные "предпочтения" (т.е. "мелодическую стилистику" композитора). Но постепенно накапливается и то, что можно было бы назвать "кризисом мелодических тем". Т.е. исчерпание возможностей варьирования, приводящее к непредвиденным самоповторам и заимствованиям. Но "прорывные" решения (т.е. обнаружение принципиально новых мелодических тем) не всегда сразу воспринимаются слушателем - который привык к "накатанным" мелодическим оборотам. И порой у слушателя остаётся впечатление, что композитор "исписался" (это при том, что теоретики-музыковеды, наоборот, могут высоко оценивать такое произведение). Вот, например, песня Фельцмана "Мир дому твоему". При всех недостатках (ну не будет это петь массовая публика!) можно найти даже и в этой песне нечто своеобразное, какие-то потуги на "космизм". Всё что надо было тут "доделать", доработать композитору - это лишь немного приблизить стилистику к более привычной массовому слушателю советской гимнической песне (хороший, вполне удачный пример этого - недавно выкладывавшаяся песня Долуханяна "Ты у нас одна").
послушала - подумала: вещь хорошая. Но не цепляет. Подержала с месяц в "долгом ящике" - так у меня называется папка для песен оставлять которые или нет я еще не решила - и выкинула. Не скучаю.
Согласен с Вами. Мне эта песня кажется явно неудачной - тот случай, когда замысловатый "поиск новых форм" привёл в никуда.
Ещё одна такая же песня была у Фельцмана на тему "борьбы за мир" - причём уже в позднесоветский период. Торжественно-заунывный припев заканчивался словами "... то разря-я-я-я-дка в н-а-а-а-аших рука-а-а-а-х" (повторяющимися буквами обозначены в данном случае не ударения, а заунывная тягучесть этой песни). Надо бы разыскать, как пример неудачной песни. Названия, к сожалению, не помню. Певец вроде тот же был, что и в "Мир дому твоему".
Тов. Прохожий затронул интересную тему. Мне кажется, что он очень удачно выбрал эту вещь Фельцмана. На примере этой песни видны все проблемы "советской песни" брежневского периода (особенно 1972-84 гг.)
С какого-то момента силантьевский оркестр (и не только) стал заниматься странными новшествами. Начнём с того, что стали вводить какие-то музыкальные элементы, характерные для оркестров, выступающих в американских джаз-барах и клубах при отелях (сочетание ударников и фортепианному соло). Далее стали копировать инструментовочный стиль западно-европейских эстрадно-симфонических оркестров типа орк. Поля Мариа и вообще копирать композиторский стиль М.Леграна и Н.Рота.
Да, этот "новый" инструментовочный стиль в итоге повлиял и на композиторов - далеко не в лучшую сторону. Впечатление такое, что именно композиторы были вынуждены как-то приноравливаться к вдруг свалившимся на их голову "новым" исполнительским средствам - а не наоборот.
Вот именно! Потому что бесчисленные оркестровые импровизации фактически стали ЗАМЕНЯТЬ присутствие чёткой и законченной мелодии! Открылся просто поток песен, в которых мелодия либо почти полностью отсутствовала (и это стало считаться неким достижением!), либо она была откровенно недоработанная, обрывочная, "вымороченная".
Тов. Прохожий, вот какой вопрос у меня давно на языке крутился, а задать его Вам я всё забывал. Как Вы считаете, после смерти И.Дунаевского, какие композиторы и в каких песнях (найденных и разыскиваемых) пытались в той или иной степени, так или иначе продолжать его стиль, в чём-то подражать ему? Очень интересно Ваше мнение!
После смерти Дунаевского "информационное поле", порождённое его мелодиями, быстро иссякло! "Генератором мелодических тем" был всё-таки он (а не Кац, Лепин и Островский). В лучшем случае подражателям удалось сделать лишь ещё пару-другую относительно похожих мелодий.
С.Кац "По московскому времени" - одно из лучших подражаний Дунаевскому, появившихся ПОСЛЕ его смерти. К сожалению в имеющейся на сайте записи не сохранилось оркестровое вступление.
А.Островский "Все поют на весенние темы" и "Зори московские" (в последнем случае на Дунаевского похож только припев).
Ю.Бирюков "Здравствуй утро рабочее!".
А.Холминов "Утренняя песня".
Но вот, пожалуй, и всё! А дальше пошла всё возрастающая степень "непохожести": ни А.Лепин с его песней "Вот она какая, большая-пребольшая...", ни тем более А.Петров с песней из к/ф "Я шагаю по Москве" на Дунаевского уже никак "не тянут".
Из графоманских вещей Ю.Стржелинского я ничего не помню - да и сложно сказать, чтО он написал до 1955 г, а что - после. То же самое с И.Морозовым: вроде какая-то о Москве была у него песня, заканчивавшаяся словами "...Лучше нету (какой-то там) песни, Чем весёлая песня Москвы" - причём это не песня Покрасса с похожей ритмикой.
В качестве "подражателя Дунаевского" иногда неожиданно и нетипично проявляет себя Туликов ("Солнце над Родиной встаёт","Марш юных энтузиастов", "Субботний вечерок" и др.).
В.Мурадели, А.Островский и А.Долуханян (а отчасти О.Фельцман и Л.Лядова) в чём-то иногда похожи между собой - но никак не на Дунаевского.
Не попадает в число "подражателей Дунаевского" и А.Пахмутова с более чем отдалённо напоминающими Дунаевского песнями "Слава вперёдсмотрящему" и "Молодеет вся планета".
Какие-то далёкие "отголоски" мелодики Дунаевского можно уловить в двух поздних песнях о БАМе - А.Новикова и Д.Покрасса.
У авторов оперетт иногда попадается мелодика, поверхностно-подражательно копирующая Дунаевского, например Б.Савельев "Песня о будущем" ("...О будущем надо мечтать, мечтали о нём веками, а лучше его создавать собственными руками..."). Не помню из какой оперетты, вещь очень слабая.
В.Шаинский "Весёлый марш" - вот здесь действительно снова есть что-то от Дунаевского (хотя перекликается и с "Весёлым маршем монтажников" Р.Щедрина).
А как соотносится с Дунаевским такая, например, вещь как "Если хочешь ты найти друзей" Каца? Или Вам кажется, что это немного из "другой оперы"? Тогда очень интересно, какие песни Вы считаете "братскими" по отношению к ней?
С Дунаевским эта песня Каца вряд ли соотносится. Ведь это уже "почти совсем" 60-е годы (по стилю мелодии, оркестровки и исполнения). К песням "наподобие этой" можно отнести песни скорее начала 60-х, чем конца 50-х гг. Например, песню Фельцмана "Ходит песенка по кругу". Мелодию последней несколько позднее частично позаимствовал Новиков (заодно и "подправив" некоторые ноты) - но я не помню, как называлась у него песня, пел её Кобзон.
КАК ЖЕ ИМЕННО выглядели бы (т.е. МОГЛИ БЫ выглядеть) песни Дунаевского, если бы его творчество продолжалось в 60-е годы и позднее? Сложно ответить на этот вопрос. Пошёл ли бы он по пути "новых" композиторов, или остался бы "консерватором", или вообще нашёл бы какой-то оригинальный свой путь - неизвестно. Хотя последнее более вероятно. Ведь Дунаевский был лидером, он не подражал никому - наоборот, ему удавалось создавать "образцы для подражания".
В предыдущем сообщении (о последователях Дунаевского) я перечислил песни более или менее "маршеобразные", оставив за пределами рассмотрения песни "вальсообразного" типа. Но здесь сходство с Дунаевским прослеживается в меньшей степени. Песня Аедоницкого "Сады шумят" ещё вполне могла бы сойти за песню Дунаевского - но это один из совсем немногих удачных образцов такого рода. Сюда же (по степени "похожести") ещё можно отнести "Донбасский вальс" Холминова.
У Дунаевского все мелодии "крепко сколочены". Т.е. ни внутри ладов, ни между ладами нет диссонирующих интервалов. Причём достаточно много ходов квинтовых и даже октавных (которые чётко распознаются даже "медвежьим" слухом). При такой технологии сочинить оригинальную мелодию (особенно маршеобразную), не повторяя случайно какую-нибудь другую уже существующую музыку (в том числе и собственную) - дело довольно сложное. Дунаевскому это удавалось, его последователям (а тем более "не-последователям") - далеко не всегда.
Крах композитора (как конструктора мелодических тем) наступает, когда он начинает наспех маскировать обнаружившиеся заимствования и самоповторы отдельными (т.е. единично вкрапленными там и сям) диссонирующими нотами, которые противоречат всей остальной логике выстраиваемой мелодии. Вместо того, чтобы терпеливо расставить все необходимые исправления взаимосогласованным образом (для чего, скорее всего, придётся не раз и не два заново "перекроить" всю, казалось бы уже готовую, мелодию, от начала до конца).
А мне кажется, что "Если хочешь ты найти друзей" - одна из лучших попутно-молодёжных песен 1950-х гг., мелодические корни которых уходят в хренниковские песни из фильма "Поезд идёт на восток". Вот как раз эта песня - отличный пример ХОРОШИХ новшеств, которые появились в советской массовой песне в 1957-1961 гг. Другие "братские" песни - это "Юность верит в чудеса" Аедоницкого, "На то нам юность дана" Островского, "Годы счастья и весны" и "Марш молодости" Пахмутовой, "Песня студентов" ("Когда, друзья, шагаем мы вместе") из оп-ты "Поцелуй Чаниты" Милютина, "Если бы парни всей земли" Соловьева-Седого, " В дорогу, друзья!" Лепина.
Но я согласен в том, что стиль этих вещей чем-то трудно уловимым отличается от мелодики Дунаевского и от произведений этих же авторов, которые были более "дунаевоподобны"...
На мой взгляд, Петров и Шпаликов написали эту песню СПЕЦИАЛЬНО с целью продемонстрировать РАЗРЫВ со всеми прошлыми трафаретами песен о Москве (как празднично-маршеобразными так и лирическими).
Песня, мне кажется, очень хорошая, невзирая на такой разрыв. Согласитесь, что мелодия "неожиданная", удачная, сразу запоминающаяся, непримитивная, творчески сочетает в себе и мажор и минор. В чём-то песня напоминает мелодику Цфасмана и Фельцмана (из лучших его работ 50-х гг.)
Жанр "молодёжной попутно-путевой песни" (несколько отличающийся как по мелодическому стилю, так и по текстам от жанра "советской железнодорожной песни"), по-видимому, уходит своими корнями к песне Хренникова из к/ф "Поезд идёт на Восток" и песне Лядовой "Едем с нами" (пока не найдена). В чём же отличие от "чисто железнодорожной" песни? Из мелодии в основном исчезли элементы "непосредственного звукоподражания" (имитирующие ход поезда, но начавшие превращаться в штамп), а тексты наполнились более определённой конкретикой, указывающей на будущее "место прибытия" героев песни (великие стройки, целинные просторы, колхозные поля и т.п.).
Но поскольку "прямое непосредственное звукоподражание" ходу поезда как композиторская технология здесь почти исчезло, то песни, похожие на "Если хочешь ты найти друзей", можно обнаружить не только внутри жанра (который мы здесь обозначили как "молодёжная попутно-путевая песня") но и вне его - основываясь в этом случае уже только на сходстве мелодической стилистики. Различие (хотя иногда и "трудноуловимое") с мелодикой Дунаевского вполне объяснимо, поскольку песни Дунаевского на подобные темы были написаны немного раньше, т.е. в более архаичном, "железнодорожно-звукоподражательном" стиле (первоисточником которого является "Попутная песня" М.Глинки).
"Песня о Москве" А.Петрова действительно была интересной попыткой уйти от "официозных трафаретов". В контексте фильма она так и воспринимается. Причём мелодия не исключает возможности и "традиционного" исполнения, такая запись существовала (хор Всесоюзного Радио или что-то похожее).
Совершенно с Вами согласен - "Песня друзей" Хренникова из "Поезда, идущего на восток" (а это 1947 г.!) является прародителем этого стиля.
Что касается лядовской песни, то тут ситуация довольно любопытная. "Едем с нами!" была написана в 1958-59 гг., но вот очень интересно то, что она, согласно некоторым источникам, критиковалась за "несерьёзное" отношение к теме отправления молодых на стройки коммунизма и на поднятие целины. Думаю, поэтому-то её и запрятали на полки и не передавали в течение многих десятилетий...
"Едем с нами!" была написана в начале 50-х гг. Напоминает песни позднего Дунаевского (примерно на таком же уровне, как недавно найденная песня о Москве), имеются и некоторые элементы заимствования. Музыкальная фраза, соответствующая словам "...льётся песня широко, едем с нами, едем с нами...", напоминает музыкальную фразу из известной песни Дунаевского "...чтобы тело и душа были молоды, были молоды...". Песня эта изредка звучала по радио среди других песен Лядовой. Странно, что найти её пока не удаётся, в радиоархивах она вполне может присутствовать.
Песня "Едем, едем на село" - другая. Вот она-то, похоже, и угодила "на полки".
Выходила на диске "Мелодии" Д 00012837-8
1. У, крыльца высокого (М. Блантер — М. Исаковский);
2. Вечер за околицей (В. Чернышев — С. Манасевич);
3. Едем с нами (Л. Лядова — Г. Ходосов);
4. Крымская ночь (С. Кац — Л. Куксо)
Запись есть в каталоге Ретромузыки
http://www.retromusic.ru/p2.shtml?song=5813
Жанр, действительно, появился до войны, но мы говорим о ТИПЕ МЕЛОДИЙ, то есть, как бы, о формировании некоего ТРАФАРЕТА и МОДЕЛИ таких песен. Поэтому, конечно, я прекрасно помню о песнях, названных Вами, но они ПО СТИЛЮ своему, по мелодике всё-таки отличаются от названных мною. Причём, этот мелодический трафарет относится НЕ только к молодежной попутно-дорожной песне, из моих примеров песен это ясно.