Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Тов. Прохожий подал мне довольно интересную идею, а именно - попытаться сгруппировать советских композиторов-песенников и мастеров массовой песни по нескольким критериям:
1) По поколениям.
2) По стилистике и мелодическому почерку
Также интересно было бы обсудить их влияние друг на друга, если таковое заметно.
В подборку входят все композиторы, отметившиеся в написании песен в период с 1920-х по начало 1960-х гг. (т.е., поколение Пахмутовой, Эшпая и Френкеля входит в разбираемую группу).
Первое слово предоставляется самому тов. Прохожему.
"Над Москвой весенний ветер..." пели, если не ошибаюсь, Миронова и Менакер. Автор музыки мне неизвестен. По стилю предположительно Э.Рознер или Н.Минх.
Мне лично кажется, что "новые" композиторы в "старое" время - занятие более интересное, песни под час были отменными, а вот, к сожалению, большинство до сих пой не найденных песен "старых" композиторов в "новое" время особо не смогут, скорее всего, нас порадовать.
Теперь по делу. Совсем ранние ("казахстанские") песни Зацепина, по-видимому, огромный раритет. На студиях Москвы их (за очень редким исключением) нет. Может быть, что-то осталось в Алма-Ате или же на пластинках, хотя я не имею информации о том, что эти песни записывались на пластинки. Тов. Прохожий, а Вы их каким образом слышали? По радио?
Ранний Аедоницкий (благодаря кое-каким моим стараниям) тоже не плохо собран. Интересно было бы найти его многочисленные ДЕТСКИЕ и ПИОНЕРСКИЕ песни 1950-х гг. Он - отличный композитор этого направления.
Интересно, а какие песни были у совсем ранних Саульского и Шаинского? С последним вообще ситуация довольно странная, ведь активным написанием песен Шаинский занялся довольно поздно, судя по возрасту, то есть во второй половине 1960-х гг. Спрашивается: а что он делал в конце 40-х - начале 1960-х гг.? Интересно также узнать, как начинал Е.Птичкин и Е.Крылатов...
Ранние песни Зацепина я слышал именно по радио. Песня "Надо мной небо синее" была известной и популярной, и поэтому фамилия композитора уже не проходила пустым звуком мимо ушей, если по радио звучали какие-нибудь ДРУГИЕ его песни. Но я их не помню, поскольку они были явно слабее (довольно шаблонные и малооригинальные). Однако все эти песни были написаны, оркестрованы и исполнены в "старой" мелодике - что сейчас представляло бы несомненный интерес.
В.Шаинский сочинял детские песни (иногда в соавторстве с М.Иорданским), были также какие-то его песни к радиопостановкам. П.Аедоницкий тоже в значительной степени "специализировался" на песнях для пионеров и школьников (по стилю это приблизительно походит на такие же песни Левитина - но не на "более позднего" Чичкова).
Саульский до фильма "Девушка с гитарой" был автором небольшого числа маловыразительных шаблонных песен. В постсоветском телефильме "Бумажные глаза Пришвина" (90-е гг) в одном из эпизодов звучит "неизвестная" советская хоровая песня 50-х годов (действие фильма происходит в этот период). Не могу сказать, действительно ли это старая песня Ю.Саульского (я такую не помню), или это написанная им уже в 90-е годы стилизация. Фильм я не смотрел: на упомянутый отрывок с песней наткнулся совершенно случайно, переключая каналы.
Крылатов начинал песней "Звёздные медведи" (мультфильм "Умка", 1963), мелодическая тема которой напоминает одну из песен Э.Л.Уэббера. Более ранних вещей нет. По Птичкину примерно так же: все сколько-нибудь известные песни относятся к 60-гг. и позднее.
текст был такой "...геологи-работяги, романтики, чудаки"
Причём словам "геологи-работяги" соответствовала некая подражательная мелодия, натужно копирующая типичные мелодические ходы Пахмутовой. Чувствуется, что Фрадкин старался написать песню, чем-то ПОХОЖУЮ на "Геологов" Пахмутовой. Надо бы попытаться найти! Песня довольно слабая, но очень показательно отражает "творческие поиски" "старого" композитора в "новое" время.
Примерно такого же склада и песня Лядовой из к/ф "Дальние страны" - написанная под заметным влиянием мелодий Пахмутовой.
Вы как раз и говорите о песне "Геологи-работяги" Я.Френкеля на слова Л.Ошанина! Она есть на страничке композитора или на страничке певца В.Макарова, которую её и исполнял.
"Милая" - это городской романс конца XIX - начала XX века, автор стихов С Гердель, автора музыки не знаю, но это точно не Л. Шварц. Записи Н Сличенко не держу: как-то отталкивает его аритмичная затяжная манера исполнения с элементами самолюбования. Конечно, свое мнение никому не навязываю.
Я не помню, СОВПАДАЕТ ЛИ музыка в фильме (которая поётся там на этот текст), с ОБЩЕИЗВЕСТНОЙ мелодией.
Сам же по себе этот текст мне хорошо знаком (как и мелодия, на которую он ОБЫЧНО поётся).
Странно, что мимо такого пристального человека, как Вы, популярнейший романс проскользнул незаметно. :) На мой взгляд, прекраснейшая его запись находится здесь:
http://kkre-22.narod.ru/vinogradov.htm
Думаю, Вам понравится этот вариант. Аккомпанирует певцу, кстати, очень хороший гитарист Николай Кручинин, с которым Виноградов записал на пластинки немало романсов.
Валерию Николаевичу:
С авторами этого романса много всяких споров. Кое-где пишут, что автор слов Федотов, кое-где пишут, что Гердель. Кстати, слышал легенду, что эту мелодию завез в Россию Штраус.
Популярнейший романс никогда не выпадал из моего поля зрения!
Но в вопросе тов.Сатурна, как я понял, шла речь о ДРУГОЙ ВЕРСИИ музыки (на те же слова). Но какая именно мелодия (т.е. "общеизвестная" или же некая "альтернативная") звучит в фильме "Анна на шее", я не помню.
С романсами такие штуки (т.е. множественность вариантов мелодии) бывают довольно часто. Например "Вот мчится тройка удалая (почтовАя)" известна как "народная песня", но есть и другой вариант - с музыкой Верстовского.
Эта песня Жарковского напоминает песни Новикова (или, скорее, Лепина - когда он "пытается быть" Новиковым). Насчёт более конкретного сходства мелодий (т.е. на уровне отдельных музыкальных фраз) сказать трудно.
М.Иорданский писал песни для детей (по типу М.Старокадомского), иногда звучали по радио две-три среднего качества его лирические песни, ещё несколько малооригинальных песен были в жанре "советской массовой песни" (борьба за мир, фестиваль молодёжи и студентов - и т.п.). Но я не помню их, к сожалению.
Кстати, интересно было бы разыскать некоторые относительно ранние песни Лепина, которые относятся к военному периоду и первым 5-6 годам после войны. Я лично не имею полной информации о том, записывались ли они вообще на пластинки или в радио-студиях. Вот такие наименования:
За Днестром (сл. О.Фадеевой)
Казак за Дунаем (сл. О.Фадеевой)
Вернулись два бойца (сл. О.Фадеевой)
Партизанская (сл. С.Острового)
После боя (сл. А.Машистова) - не путать с песней "Только на фронте"
Гвардейская походная (сл. А.Машистова)
К далёкой звездочке (сл. В.Крахта)
Ребята с нашей улицы (сл. А.Барто)