Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Сегодня годовщина смерти Пушкина.
А ведь обратите внимание – при очень большом числе музыкальных произведений на его стихи вспоминаются единицы. Кто только не писал! И современники, и советские композиторы.
Все-таки совершенство пушкинского стиха, его музыка и музыкальность, заключенные в строчках, непереложимы на нотный стан.
Единственным равновеликим Пушкину музыкальным произведением я бы назвала «Бориса Годунова». И местами «Евгений Онегин».
А какие мнения будут у товарищей? Какие еще «пушкинские» музыкальные произведения вы бы выделили? Поделитесь, пожалуйста.
"Дороги", конечно, ни в какие ворота не лезут, по нашим меркам.
Что касается Нэлеппа, то он именно из самых великих, как по уникальности (тембра) голоса, так и по манере и отработанности пения. Скажем, Финна он поет лучше всех и никто его никогда не превзойдет.
На днях скачал с http://film.arjlover.net/film/indext.html двухсерийный фильм "Борис Годунов" 1854 года, там
Борис - Александр Пирогов
Шуйский - - Ханаев
Самозванец под именем Григория (так написано) - Нэлепп
Пимен летописец - М.Михайлов (Дормидонтович, судя по виду и голосу)
Юродивый - Козловский
Варлаам - Кривченя
Мисаил - В.Шевцов
Хозяйка корчмы - Турчина
Марина Мнишек - Авдеева
Андрей Щелкалов, думный дьяк - И.Богданов
Ксения - Н.Каягина
Федор - Алахвердов, Хмельницкий
Мамка Ксении - Вербицкая
Хрущев, ближний боярин - Годовкин
Так что касается Григория, то невозможно лучше построить образ, чем Нэлепп. Тембр его голоса и интонация очень соответствуют романтическому авантюристу (вроде русского Жюльна Сореля). А его голос мне кажется лучше, чем у Козловского и Лемешева. Заставляет остановиться и благоговейно внимать.
На мой взгляд, Ленский Лемешева и Юродивый Козловского – два величайших, неповторимых, гениальных явления русской культуры. Долго еще не будет ничего подобного.
Можно по-разному относиться к певцам (на днях купила книгу про ИС – «звездил» он по полной программе) – но это две недосягаемые величины.
Нэлепп великолепен в «Борисе»! А еще одна из лучших его партий – Герман в «Пиковой даме»! Не знаю, есть ли в сейчас интернете, у нас были пластинки с полной записью оперы, с детства ничем не «перебитое» впечатление. Позже слушала Ханаева, Лемешева и Атлантова, но Нэлепп – самое яркое впечатление. Ханаев, мне кажется, слишком лиричен для Германа, а Лемешев пел его уже сильно в возрасте. Хотя запись, конечно, старая.
Трудно сказать, кто кого лучше в этом фильме, все "лучше". Очень удачная постановка. Но бесспорно, что у Козловского это самая удачная роль, и такого Юродивого пока больше не было. Мы этот диск купили, так смотрели несколько раз подряд - то целиком, то кусочками. Только, конечно, у Вас опечатка: год 1954.
Я тут уж это рассказывал.
Я года три-четыре назад в оперном форуме высказал такое предположение, возникшее у меня в связи со странным исчезовением Шумской оттуда и из третьего издания Большой советской энциклопедии. А также последовательностью появления там Вишневской и исчезновением Шумской. А также известной деловитостью Вишневской, которая хвалилась в начале 90-ых по радио, что у нее в Америке 400 акров!!! Я сам слышал. Убиться можно.
Так вот после моего вопроса, почему Шумская ушла из Большого в 58-м, а умерла аж в 88-м, и не замешана ли здесь Вишневская, неожиданно выступил участник Tarid и говорит: " В нашем доме имя Вишневской было под запретом. Бабушка сильно переживала..." Настоящая фамилия этого участника - Шумский. Он не стал рассказывать подробности. (Думаю, там было что-то оскорбительное по отношению к Шумской.)
Я советовал ему написать воспоминания о ней, но он какой-то мягкий гуманитарий, так что как-то это расплылось.
С певицами у Вишневской вообще было сложно.
О ком она хорошо пишет? Да ни о ком, кажется.
Максакова, Давыдова, Милашкина... Образцову вообще укатала по самую макушку…
Только Шульженко удостоилась лестных слов. Да и то, наверное, потому что выступали они в разных жанрах, непересекающихся «весовых категориях», поэтому не составляла КИ конкуренции.
Г.Нелепп в вокальных анналах определяется, как меццо-характерный тенор, что само по себе явление редко встречаемое. Певец он безусловно выдающийся и я также почитаю его, как и Вы. Но он мне нравится в героических партиях - восхищаюсь его Манрико, Германом. Мне посчастливилось слышать его в партии Канио в филиале Большого (ныне т.Оперетты), когда там давали в двух отд. "Паяцы" и "Сельскую честь". Голос Нелеппа ощущался физически, как сверло в ухо ввинчивалось, такой он был силы и полётности. Безупречная интонация. Ушёл со спектакля потрясённым. Были певцы, были...Говорят он козацких кровей, самородок.
Конечно не лирический. Я даже сначала думал, по своей безграмотности, что он не тенор, но в оперном форуме мне сказали, что тенор.
Потому он и особенно хорош а героических или авантюрных ролях.
А что самородок - они все самородки.
Но вот четверо - Шумская, Козловский, Лемешев, Нэлепп - самые уникальные самородки.
Второй уровень - ну, скажем, братья Пироговы. В упомянутом "Борисе Годунове" Бориса поет Александр. Он тоже своеобразен по оригинальному голосу. Говорили, что мой дед, погибший в войгу, был знаком с Пироговыми в бытность в Рязани и близко. Сам он был учителем музыки. Есть довоенная фотография большого самодеятельного молодежного хора с несколькими баянами и балалайками. В те времена магнитофонов не было, да и патефонов немного, вот и развлекались самодеятельно.
Могу со временем оцифровать интересующие любителей отрывки из "Пиковой дамы" и "Садко". Если интересует, пишите.
Вообще, по части опер у нас много есть интересного. Например, Евгений Онегин с Лемешевым, Норцовым, Пироговым, Жуковской и Златогоровой в записи 1936 года, а не в поздней, с Вишневской. Впрочем, та тоже есть.
Конечно, это певец на любителя, но нельзя не отметить мощи его голоса, его умения очень артистично и живо подавать произведение. Если кто-то желает услышать еще какие-то записи Головина, то у меня есть компакт-диск певца. Всего же располагаю примерно 15-ю записями певца. Если будет желание услышать, чем именно, напишу подробнее, но некоторых точно нет в Сети.
Я хотел сказать: Если у кого-то будет желание услышать,что именно, опишу подробнее, но некоторых точно нет в Сети.
Полночь уж у нас. После тяжелого дня машинально не то набираю. :) Зато была сегодня и радость: пришла посылка с пластинками Обуховой, Лемешева, Максаковой, Батурина... Наслаждаюсь...
Есть у меня ещё "Травиата" с Лемешовым и Лисицианом. Ещё у нас в ансамбле долго пел племянник братьев Пироговых, сын Михаила Пирогова - Игорь. Очень хороший бас, сейчас на пенсии. Его отец не пошёл в певцы, а остался священнослужителем. Игорь Михайлович рассказывал много интересного про семью, дядьёв. Также пел Гресь, пришёл в ансамбль из Большого, где пел Садко, Левко. До сих пор преподаёт вокал К.Лисовский, в прошлом прекрасный тенор. Надо попросить Ивана, чтобы он скачал с СД Д.Головина. Записи должны быть качественные.
Полагаю, что романсы, размещенные на стр. Д.Головина в "ККРЭ", как раз взяты с этого диска, но послал их туда кто-то другой. Но кроме них на диске есть еще кое-какие арии и две замечательных народных песни о ямщиках. Дело в том, что там, где я купил этот диск (у одних премерзких спекулянтов), перечень давали только за деньги. Так что самостоятельно идентифицировал произведения. Вот что вышло:
1. Пролог из оп. "Паяцы". 1935.
2. Ария Мазепы из оп. "Мазепа". 1936.
3. Ария Мазепы из оп. "Мазепа". Исполняется под ф-но.
4. Ария Роберта из оп. "Иоланта".
5. Для берегов отчизны дальней. 1937.
6. Забытый. 1936.
7. Корольки.
8. Я опять одинок.
9. Славное море, священный Байкал. 1956.
10. Выхожу один я на дорогу.
11. Степь да степь кругом.
12. Когда я на почте служил ямщиком.
13. Эх, дороги. 1956.
И еще есть пара песен, которые всем известны и редкости не представляют, но для полного перечня имеющихся записей певца назову и их:
14. Песня про казака Голоту (звук, правда, менее резкий, чем на сайте).
15. Партизан Железняк.
По поводу "Дорог". Мне, как и СВ, кажется, что запись, помимо всего прочего, сама по себе дефектная. С какой-нибудь магнитной ленты... Хотя исполнение странноватое, соглашусь. Но мощное!
Елене Владимировне: Увы, нет. Зато сама по себе подборка Обуховой у меня крупная, пусть и далеко не полная. Однако, есть кое-какие записи, которых нет в Сети.
Напишите мне на почту, чего у Вас нет (проще - что есть, по номерам пластинок), у меня несколько ее пластинок в двух экземплярах, а вообще, она тоже почти вся, что выходила на пластинках.
Да собственно даже не могу сказать, чего такого уж важного нет. Вроде самое известное есть или на пластинках, или на дисках. Разве что ищу "Арию Далилы", записанную Обуховой на "Музтресте" (именно ту давнюю запись!), но такие пластинки отыскать маловероятно. А существует ли дискография Обуховой?