Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Сегодня годовщина смерти Пушкина.
А ведь обратите внимание – при очень большом числе музыкальных произведений на его стихи вспоминаются единицы. Кто только не писал! И современники, и советские композиторы.
Все-таки совершенство пушкинского стиха, его музыка и музыкальность, заключенные в строчках, непереложимы на нотный стан.
Единственным равновеликим Пушкину музыкальным произведением я бы назвала «Бориса Годунова». И местами «Евгений Онегин».
А какие мнения будут у товарищей? Какие еще «пушкинские» музыкальные произведения вы бы выделили? Поделитесь, пожалуйста.
Мне кажется, что как раз напротив, Пушкину в музыке очень повезло, в отличии, например, от Лермонтова. Разве не хороша "Пиковая дама"? Одна сцена Графини чего стоит! (Кстати, для тех, кому интересно, у нас есть первоисточник песенки, которую поет Графиня - это ария из оперы Гретри "Ричард - львиное сердце"). А прекрасных романсов, равно как и их прекрасных советских исполнителей, по-моему, не счесть. А музыка Свиридова к "Метели"? А "Пушкинские вальсы" Прокофьева?
Но ведь этот разговор, я думаю, не столько для споров, сколько для радости и повода вспомнить Великого Поэта, а поэтому выложу в файлообменник несколько романсов, которые сама очень люблю.
"Пиковая дама" - великолепное произведение!!! Одна из лучших опер!
Но: и "Пиковая дама", и замечательная музыка Свиридова и Прокофьева - не на стихи Пушкина, скорее на сюжеты.
А много ли пушкинских стихотворений, "адекватно" положенных на музыку?
Пожалуй, сходу вспоминается только гениальное "Я помню чудное мгновенье" Глинки. Еще очень люблю "Не пой, красавица, при мне" (особенно в исполнении Неждановой). А еще?
В "Лермонтовской" тематике, на мой взгляд, полный синкретизм - "Выхожу один я на дорогу" Шашиной (Лемешев - лучшее исполнение).
Помимо перечисленных и тех, что я выложила в файлообменник, люблю:
Мельник - Даргомыжский (Гмыря)
Юноша и дева - он же
Ночной зефир -он же
Зимний вечер -Яковлев (Лемешев)
На холмах Грузии - Римский -Корсаков (Архипова)
Редеет облаков- он же, она же
Царскосельская статуя-Кюи (Гмыря)
Сожженное письмо-Кюи (Пищаев)
И! Не могу найти! Сожженное письмо изумительно пела Левко в 70-е годы. У нас была запись на пленке, но безнадежно испортилась. Может быть, у кого-то чудом сохранилась?
Я не слышала его в исп. Печковского; помню какое-то женское исполнение, но чье, даже не могу вспомнить.. Мне стыдно, но я вообще его (Печковского) плохо знаю, хотя он очень любим ленинградцами. Если у Вас есть, пришлите, пожалуйста, или выложите в файлообменник.
А еще я не могу вспомнить, что-то Вы искали из басового репертуара у Генделя. Я у себя нашла пару таких пластинок, напомните, ЧТО Вас интересовало, может быть, и найдется.
На Красной книге российской эстрады - 5 исполнителей (юез Печковского)
У меня где-то была записть чего-то в исполнении Печковского - ничего хорошего. Манера нехорошая. Как попадется, зашлю для масс.
Что касается любви к нему ленинградцев, то это, видимо, слухи от либеральной пропаганды. До войны он получил заслуженного артиста. А в войну остался в оккупации и пел в олперном театре Риги. После войны получил 10 лет, которые и отсидел. Вернулся в Ленинград, но его в ведущие коллективы не приняли.
А Гмырю за пение в Киеве простили. Я слышал это лет 8 назад по Орфею. Вот трогательная заметка о нем http://www.peoples.ru/art/theatre/opera/gmyria/index.html
Статья там о нем лживая - о том, что он помогал партизанам и т.п. Писали даже, что он передал информацию о плане немцев на Курской дуге, но все это придумки обеливателей.
Я не питаюсь слухами никакой пропаганды. О любви ленинградцев к Печковскому сужу по отзывам о нем людей, слушавших и любивших его - это люди , которым сейчас лет 70 и больше. Сама я Печковского знаю примерно в объеме записей на ККРЭ, не могу сказать, что он мне нравится. Но говорят, что он прекрасно пел Германа.
Как-то в начале 50-х мой отец с торжеством принес пластинку с записью Кэто Джапаридзе. Которую он слышал, естественно, до войны. Поставил, послушал и смутился... Вкусы-то выросли.
Но много читала про него в своей настольной книге - "Путь к искусству" Сергея Лемешева. Лемешев очень хорошо о нем пишет - и как о человеке, и высоко оценивает как певца.
Спасибо, почитала. Довольно неприятная статья. Но мне лично трудно судить - я ничего о нем не знаю, а впервые эту фамилию прочитала в книге Лемешева.
В свое время, знаю, ходили тоже весьма и весьма нелицеприятные слухи о Гмыре. Да и в недавно вышедшей книге про Шостаковича он предстает не с лучшей стороны.
Хотя певец выдающийся, на мой взгляд. Во всяком случае, те записи, что у меня есть, я очень люблю. В его исполнении и оперные арии, и романсы.
А еще Печковский прекрасно пел романс А.Рубинштейна "Певец" (Слыхали ль Вы...). А как Вам Д.Головин в ариозо Мазепы "О Мария..."? Тоже Александр Сергеевич.
Константину - спасибо, получила, слушала.
Из Преображенской у нас есть:
Речитатив и ария Альмирены (Ринальдо)
Ария Руджиеро (Альцина)
Ария Птоломея (Птоломей)
Сцена и песенка Графини (Пиковая дама)
Речитатив и ария Клитемнестры (Орестея).
celika2 Не могу сказать, что Печковский в романсах мне нравится. Какая-то манерность у него есть. "Певец" мне нравится в исполнении Долухановой.
Головина совсем не знаю. Пожалуй, еще Пищаев мне нравится в пушкинском репертуаре. Но вне конкуренции - "Для берегов отчизны дальной" в исполнении Гмыри .