Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Сегодня годовщина смерти Пушкина.
А ведь обратите внимание – при очень большом числе музыкальных произведений на его стихи вспоминаются единицы. Кто только не писал! И современники, и советские композиторы.
Все-таки совершенство пушкинского стиха, его музыка и музыкальность, заключенные в строчках, непереложимы на нотный стан.
Единственным равновеликим Пушкину музыкальным произведением я бы назвала «Бориса Годунова». И местами «Евгений Онегин».
А какие мнения будут у товарищей? Какие еще «пушкинские» музыкальные произведения вы бы выделили? Поделитесь, пожалуйста.
Мне кажется, что как раз напротив, Пушкину в музыке очень повезло, в отличии, например, от Лермонтова. Разве не хороша "Пиковая дама"? Одна сцена Графини чего стоит! (Кстати, для тех, кому интересно, у нас есть первоисточник песенки, которую поет Графиня - это ария из оперы Гретри "Ричард - львиное сердце"). А прекрасных романсов, равно как и их прекрасных советских исполнителей, по-моему, не счесть. А музыка Свиридова к "Метели"? А "Пушкинские вальсы" Прокофьева?
Но ведь этот разговор, я думаю, не столько для споров, сколько для радости и повода вспомнить Великого Поэта, а поэтому выложу в файлообменник несколько романсов, которые сама очень люблю.
"Пиковая дама" - великолепное произведение!!! Одна из лучших опер!
Но: и "Пиковая дама", и замечательная музыка Свиридова и Прокофьева - не на стихи Пушкина, скорее на сюжеты.
А много ли пушкинских стихотворений, "адекватно" положенных на музыку?
Пожалуй, сходу вспоминается только гениальное "Я помню чудное мгновенье" Глинки. Еще очень люблю "Не пой, красавица, при мне" (особенно в исполнении Неждановой). А еще?
В "Лермонтовской" тематике, на мой взгляд, полный синкретизм - "Выхожу один я на дорогу" Шашиной (Лемешев - лучшее исполнение).
Помимо перечисленных и тех, что я выложила в файлообменник, люблю:
Мельник - Даргомыжский (Гмыря)
Юноша и дева - он же
Ночной зефир -он же
Зимний вечер -Яковлев (Лемешев)
На холмах Грузии - Римский -Корсаков (Архипова)
Редеет облаков- он же, она же
Царскосельская статуя-Кюи (Гмыря)
Сожженное письмо-Кюи (Пищаев)
И! Не могу найти! Сожженное письмо изумительно пела Левко в 70-е годы. У нас была запись на пленке, но безнадежно испортилась. Может быть, у кого-то чудом сохранилась?
Я не слышала его в исп. Печковского; помню какое-то женское исполнение, но чье, даже не могу вспомнить.. Мне стыдно, но я вообще его (Печковского) плохо знаю, хотя он очень любим ленинградцами. Если у Вас есть, пришлите, пожалуйста, или выложите в файлообменник.
А еще я не могу вспомнить, что-то Вы искали из басового репертуара у Генделя. Я у себя нашла пару таких пластинок, напомните, ЧТО Вас интересовало, может быть, и найдется.
На Красной книге российской эстрады - 5 исполнителей (юез Печковского)
У меня где-то была записть чего-то в исполнении Печковского - ничего хорошего. Манера нехорошая. Как попадется, зашлю для масс.
Что касается любви к нему ленинградцев, то это, видимо, слухи от либеральной пропаганды. До войны он получил заслуженного артиста. А в войну остался в оккупации и пел в олперном театре Риги. После войны получил 10 лет, которые и отсидел. Вернулся в Ленинград, но его в ведущие коллективы не приняли.
А Гмырю за пение в Киеве простили. Я слышал это лет 8 назад по Орфею. Вот трогательная заметка о нем http://www.peoples.ru/art/theatre/opera/gmyria/index.html
Статья там о нем лживая - о том, что он помогал партизанам и т.п. Писали даже, что он передал информацию о плане немцев на Курской дуге, но все это придумки обеливателей.
Я не питаюсь слухами никакой пропаганды. О любви ленинградцев к Печковскому сужу по отзывам о нем людей, слушавших и любивших его - это люди , которым сейчас лет 70 и больше. Сама я Печковского знаю примерно в объеме записей на ККРЭ, не могу сказать, что он мне нравится. Но говорят, что он прекрасно пел Германа.
Как-то в начале 50-х мой отец с торжеством принес пластинку с записью Кэто Джапаридзе. Которую он слышал, естественно, до войны. Поставил, послушал и смутился... Вкусы-то выросли.
Но много читала про него в своей настольной книге - "Путь к искусству" Сергея Лемешева. Лемешев очень хорошо о нем пишет - и как о человеке, и высоко оценивает как певца.
Спасибо, почитала. Довольно неприятная статья. Но мне лично трудно судить - я ничего о нем не знаю, а впервые эту фамилию прочитала в книге Лемешева.
В свое время, знаю, ходили тоже весьма и весьма нелицеприятные слухи о Гмыре. Да и в недавно вышедшей книге про Шостаковича он предстает не с лучшей стороны.
Хотя певец выдающийся, на мой взгляд. Во всяком случае, те записи, что у меня есть, я очень люблю. В его исполнении и оперные арии, и романсы.
А еще Печковский прекрасно пел романс А.Рубинштейна "Певец" (Слыхали ль Вы...). А как Вам Д.Головин в ариозо Мазепы "О Мария..."? Тоже Александр Сергеевич.
Константину - спасибо, получила, слушала.
Из Преображенской у нас есть:
Речитатив и ария Альмирены (Ринальдо)
Ария Руджиеро (Альцина)
Ария Птоломея (Птоломей)
Сцена и песенка Графини (Пиковая дама)
Речитатив и ария Клитемнестры (Орестея).
celika2 Не могу сказать, что Печковский в романсах мне нравится. Какая-то манерность у него есть. "Певец" мне нравится в исполнении Долухановой.
Головина совсем не знаю. Пожалуй, еще Пищаев мне нравится в пушкинском репертуаре. Но вне конкуренции - "Для берегов отчизны дальной" в исполнении Гмыри .
Елена Ивановна Шумилова, "Поймешь ли ты?" (Н.Ржевская)
http://kkre-49.narod.ru/shumilova.htm
Немного похожа на Шумскую.
Мне даже кажется, что в советское время манера исполнения стала лучше, чем до того, стала просто наилучшей. Вроде до революции всё же была несколько преувеличенная страсть, а к 50-м годам всё лишнее ушло..
Преображенскую выложу, а Клитемнестру оцифрую и пошлю Константину, а то у модераторов может лопнуть терпение.
О Касторском судить не могу - у меня есть только "Ария мельника". Когда я эти записи слушала, они мне казались довольно архаичными. Правда, это было давно, надо еще послушать. Диск с Касторским уж очень разрекламирован, но меня что-то "жаба душит" - дорого.
С Валерием Борисовичем согласна о манере исполнения. Страшно признаться, но мне Шаляпин не нравится.
Ув.Е.В.! А мне у Гмыри нравится "Юноша и дева" за высочайший лиризм и совершеное звуковедение. Подобный класс встречал только у Е.Нестеренко, но тембр у Гмыри красивее. Я слушал его живьем - красота необычайная, но голос камерный, как у З.Долухановой или Н.Дорлиак, а я тяготею всё-таки к большим голосам. На записях эта разница ощущается меньше. Но мастер, мастер... А Печковского люблю за баритональный тембр тенорового голоса - что-то в этом волнуещее, когда слушаешь СВ..
"Юношу и деву" очень люблю именно в исполнении Гмыри. А смотрите, сколько хорошего вспомнили! А я так и интересные исполнения Печковского узнала, благодаря Вам и К.Вершинину.
Наверное, потом можно в отдельной ветке обсудить и Лермонтова. Я посмотрела у себя и увидела, что не так уж мрачно, как вначале показалось.
Спасибо за тёплые слова! Вы знаете, мне Печковского по тембру напоминал одесский тенор Н.Огренич, хотя был он значительно лиричней и что-то рано исчез со сцены. СВ.
Д.Головина обязательно послушайте - выдающийся советский баритон, незаслуженно забытый. Диапазон безграничный, тембр волшебный, голос, по отзывам современников, огромный - когда поет, итальянцы рядом не стоят. Думаю его записи есть в инете, поищите. У меня есть пластинка, но оцифровать неначем. Ещё люблю очень Г.Неллипа, П.Лисициана и З.Бабия. СВ.
Мне очень приятно, что Вы вспомнили Огренича. Я за ним следила после четвертого конкурса им. Чайковского, где с блеском выступили наши певцы: Нестеренко, Огренич, Соткилава, Пьявко, Образцова, Синявская. Действительно, он как-то рано исчез, я про него ничего не знаю. Он на конкурсе, я помню, замечательно пел романсы Римского-Корсакова на стихи А.К. Толстого. К сожалению, немногие его записи у меня только в чудовищном качестве старых магнитофонных пленок 1970 года. Головина поищу.
Выхожу один я на дорогу (Е.Шашина - М.Лермонтов)
Для берегов отчизны дальной (А.Бородин - А.Пушкин)
Забытый (М.Мусоргский - А. Голенищев-Кутузов)
Корольки (П.Чайковский - В.Сырокомля/Л.Мей)
Не скосить нас саблей острой (братья Покрасс - В.Лебедев-Кумач)
Партизан Железняк (М.Блантер - М.Голодный)
Славное море, священный Байкал (на стихи Дм.Давыдова)
Эх, дороги (А.Новиков- Л.Ошанин)
Я опять одинок (С.Рахманинов - Т.Шевченко/И.Бунин
Не всё у него хорошо. "Выхожу" - как будто из последних сил поет.
Наконец-то! Хоть в чем-то наши вкусы совпали. Я тоже очень люблю Нелеппа и уважаю Бабия.
О Зиновие Бабие
Насколько я знаю, он откуда-то с Украины, Закарпатья.
А в 1960-1970-е пел в Минском оперном театре. Есть много его записей.
Есть интересная запись его сольного концерта в Минске. Он пел после сложнейшей операции на сердце. Врачи запретили категорически ему петь, а он вышел и пел! И еще есть интересная запись его дуэта с сыном (кажется, тоже тенор).
И всё-таки попытайтесь найти в инете в исполнении Д.Головина ариозо Мазепы и Пролог к "Паяцам". Получите большое удовольствие. Записи были на пластинке 70-х гг., и, значит, наверняка есть в инете. СВ.
celika2 Мазепу поищу. А Вы знаете, какая печаль: Вы напомнили про Огренича, я стала искать его в интернете, и оказалось, что он умер.
В.Б.Губину. Спасибо за ссылку. Как-то Головин прошел мимо меня, а на ККРЭ я почему-то его не догадалась посмотреть.
Нелепп, Бабий, Лисициан, Огневой, Пищаев... - не перечесть, сколько их было,не самых великих, но очень хороших певцов. Я вот еще все время говорю, что в песенном репертуаре певцы не забываются благодаря нескольким хорошим сайтам, а в оперном и высоком камерном им совсем не везет. Например, кто и где найдет Надежду Юреневу, певицу очень неплохую? У меня есть она, но куда я могу выложить, например, "Песни об умерших детях"? Никуда. Или, к примеру, серию "Великие певцы прошлого"? Тоже нЕкуда.
Мазепа сейчас будет в самодеятельности. С оригинала 1936 года. (Надеюсь, Лейк подержит, у меня трудности с доступом к файлообменнику из-за домашней локальной сети).
Исполнение Д.Головиным мужественное, суровое.Пиано, микст практически не использует, полный отход от тенорового канонического исполнения александровцев, от лирики и грусти отдельных музыкальных строф. Но впечатляет! СВ.
За Мазепу спасибо, по крайней мере, теперь имею представление. Мне, в общем, понравилось, только уже и здесь какие-то странные гласные после "Р".
Дороги же, на мой вкус, ужасны во всех отношениях: диковинное произношение, неправильное интонирование и искажение мелодии, а уж цыганщина в конце песни не лезет ни в какие ворота.
Скорость постоянно меняется и звук плывет. Отсюда кажущ. неточность интонации. У меня на пластинке на 33 об/мин очень добросовестно все реставрировано (умели звукорежиссёры работать в советские времена) и голос звучит в полной красоте. Но представление, всё-равно, можно получить (спасибо Константину). Попробую обратить внимание на ряд чисто вокальных моментов. Прекрасная фразировка - поет нестарый Головин, а впечатление, что говорит о своей любви глубокий (по тем полтавским временам более 60 лет) старик, но полный страстей, и все это без пережима. Изумительная филировка звука на крайних верхних для баритона нотах - соль бекар, ля бемоль. Многие современные "оперные" певцы просто этих нот не берут. Необычайно широкое дыхание и, как следствие, чудная кантилена. И, наконец, необычайная легкость взятия верхних нот без потери баритонального тембра (отсутствие регистров). Есть ещё нюансы, но основное, определяющее сказал. Если друзья помогут, то попробую выпожить значительно более качественную запись этой и многих других вещей. Но К.Вершинину всё равно огромное спасибо. СВ.
что очень характерно как раз для пластинок 1935-1937 гг.
Да, верхние ноты у Головина звучат потрясающе. Даже Лисициану, при всем моем к нему глубоком уважении, так спеть не удалось.
"Дороги" же мне нравятся. Очень своеобразная и самобытная трактовка произведения, строгий аккомпанемент. Хотя, конечно, скидку на возраст там уже нужно сделать. К тому же запись какая-то странная, может, из зала с плохой акустикой. (Я ее сам цифровал с 33 об., так что искажений при реставрации там нет). Даже слышны в начале посторонние звуки.
"Дороги", конечно, ни в какие ворота не лезут, по нашим меркам.
Что касается Нэлеппа, то он именно из самых великих, как по уникальности (тембра) голоса, так и по манере и отработанности пения. Скажем, Финна он поет лучше всех и никто его никогда не превзойдет.
На днях скачал с http://film.arjlover.net/film/indext.html двухсерийный фильм "Борис Годунов" 1854 года, там
Борис - Александр Пирогов
Шуйский - - Ханаев
Самозванец под именем Григория (так написано) - Нэлепп
Пимен летописец - М.Михайлов (Дормидонтович, судя по виду и голосу)
Юродивый - Козловский
Варлаам - Кривченя
Мисаил - В.Шевцов
Хозяйка корчмы - Турчина
Марина Мнишек - Авдеева
Андрей Щелкалов, думный дьяк - И.Богданов
Ксения - Н.Каягина
Федор - Алахвердов, Хмельницкий
Мамка Ксении - Вербицкая
Хрущев, ближний боярин - Годовкин
Так что касается Григория, то невозможно лучше построить образ, чем Нэлепп. Тембр его голоса и интонация очень соответствуют романтическому авантюристу (вроде русского Жюльна Сореля). А его голос мне кажется лучше, чем у Козловского и Лемешева. Заставляет остановиться и благоговейно внимать.
На мой взгляд, Ленский Лемешева и Юродивый Козловского – два величайших, неповторимых, гениальных явления русской культуры. Долго еще не будет ничего подобного.
Можно по-разному относиться к певцам (на днях купила книгу про ИС – «звездил» он по полной программе) – но это две недосягаемые величины.
Нэлепп великолепен в «Борисе»! А еще одна из лучших его партий – Герман в «Пиковой даме»! Не знаю, есть ли в сейчас интернете, у нас были пластинки с полной записью оперы, с детства ничем не «перебитое» впечатление. Позже слушала Ханаева, Лемешева и Атлантова, но Нэлепп – самое яркое впечатление. Ханаев, мне кажется, слишком лиричен для Германа, а Лемешев пел его уже сильно в возрасте. Хотя запись, конечно, старая.
Трудно сказать, кто кого лучше в этом фильме, все "лучше". Очень удачная постановка. Но бесспорно, что у Козловского это самая удачная роль, и такого Юродивого пока больше не было. Мы этот диск купили, так смотрели несколько раз подряд - то целиком, то кусочками. Только, конечно, у Вас опечатка: год 1954.
Я тут уж это рассказывал.
Я года три-четыре назад в оперном форуме высказал такое предположение, возникшее у меня в связи со странным исчезовением Шумской оттуда и из третьего издания Большой советской энциклопедии. А также последовательностью появления там Вишневской и исчезновением Шумской. А также известной деловитостью Вишневской, которая хвалилась в начале 90-ых по радио, что у нее в Америке 400 акров!!! Я сам слышал. Убиться можно.
Так вот после моего вопроса, почему Шумская ушла из Большого в 58-м, а умерла аж в 88-м, и не замешана ли здесь Вишневская, неожиданно выступил участник Tarid и говорит: " В нашем доме имя Вишневской было под запретом. Бабушка сильно переживала..." Настоящая фамилия этого участника - Шумский. Он не стал рассказывать подробности. (Думаю, там было что-то оскорбительное по отношению к Шумской.)
Я советовал ему написать воспоминания о ней, но он какой-то мягкий гуманитарий, так что как-то это расплылось.
С певицами у Вишневской вообще было сложно.
О ком она хорошо пишет? Да ни о ком, кажется.
Максакова, Давыдова, Милашкина... Образцову вообще укатала по самую макушку…
Только Шульженко удостоилась лестных слов. Да и то, наверное, потому что выступали они в разных жанрах, непересекающихся «весовых категориях», поэтому не составляла КИ конкуренции.
Г.Нелепп в вокальных анналах определяется, как меццо-характерный тенор, что само по себе явление редко встречаемое. Певец он безусловно выдающийся и я также почитаю его, как и Вы. Но он мне нравится в героических партиях - восхищаюсь его Манрико, Германом. Мне посчастливилось слышать его в партии Канио в филиале Большого (ныне т.Оперетты), когда там давали в двух отд. "Паяцы" и "Сельскую честь". Голос Нелеппа ощущался физически, как сверло в ухо ввинчивалось, такой он был силы и полётности. Безупречная интонация. Ушёл со спектакля потрясённым. Были певцы, были...Говорят он козацких кровей, самородок.
Конечно не лирический. Я даже сначала думал, по своей безграмотности, что он не тенор, но в оперном форуме мне сказали, что тенор.
Потому он и особенно хорош а героических или авантюрных ролях.
А что самородок - они все самородки.
Но вот четверо - Шумская, Козловский, Лемешев, Нэлепп - самые уникальные самородки.
Второй уровень - ну, скажем, братья Пироговы. В упомянутом "Борисе Годунове" Бориса поет Александр. Он тоже своеобразен по оригинальному голосу. Говорили, что мой дед, погибший в войгу, был знаком с Пироговыми в бытность в Рязани и близко. Сам он был учителем музыки. Есть довоенная фотография большого самодеятельного молодежного хора с несколькими баянами и балалайками. В те времена магнитофонов не было, да и патефонов немного, вот и развлекались самодеятельно.
Могу со временем оцифровать интересующие любителей отрывки из "Пиковой дамы" и "Садко". Если интересует, пишите.
Вообще, по части опер у нас много есть интересного. Например, Евгений Онегин с Лемешевым, Норцовым, Пироговым, Жуковской и Златогоровой в записи 1936 года, а не в поздней, с Вишневской. Впрочем, та тоже есть.
Конечно, это певец на любителя, но нельзя не отметить мощи его голоса, его умения очень артистично и живо подавать произведение. Если кто-то желает услышать еще какие-то записи Головина, то у меня есть компакт-диск певца. Всего же располагаю примерно 15-ю записями певца. Если будет желание услышать, чем именно, напишу подробнее, но некоторых точно нет в Сети.
Я хотел сказать: Если у кого-то будет желание услышать,что именно, опишу подробнее, но некоторых точно нет в Сети.
Полночь уж у нас. После тяжелого дня машинально не то набираю. :) Зато была сегодня и радость: пришла посылка с пластинками Обуховой, Лемешева, Максаковой, Батурина... Наслаждаюсь...
Есть у меня ещё "Травиата" с Лемешовым и Лисицианом. Ещё у нас в ансамбле долго пел племянник братьев Пироговых, сын Михаила Пирогова - Игорь. Очень хороший бас, сейчас на пенсии. Его отец не пошёл в певцы, а остался священнослужителем. Игорь Михайлович рассказывал много интересного про семью, дядьёв. Также пел Гресь, пришёл в ансамбль из Большого, где пел Садко, Левко. До сих пор преподаёт вокал К.Лисовский, в прошлом прекрасный тенор. Надо попросить Ивана, чтобы он скачал с СД Д.Головина. Записи должны быть качественные.
Полагаю, что романсы, размещенные на стр. Д.Головина в "ККРЭ", как раз взяты с этого диска, но послал их туда кто-то другой. Но кроме них на диске есть еще кое-какие арии и две замечательных народных песни о ямщиках. Дело в том, что там, где я купил этот диск (у одних премерзких спекулянтов), перечень давали только за деньги. Так что самостоятельно идентифицировал произведения. Вот что вышло:
1. Пролог из оп. "Паяцы". 1935.
2. Ария Мазепы из оп. "Мазепа". 1936.
3. Ария Мазепы из оп. "Мазепа". Исполняется под ф-но.
4. Ария Роберта из оп. "Иоланта".
5. Для берегов отчизны дальней. 1937.
6. Забытый. 1936.
7. Корольки.
8. Я опять одинок.
9. Славное море, священный Байкал. 1956.
10. Выхожу один я на дорогу.
11. Степь да степь кругом.
12. Когда я на почте служил ямщиком.
13. Эх, дороги. 1956.
И еще есть пара песен, которые всем известны и редкости не представляют, но для полного перечня имеющихся записей певца назову и их:
14. Песня про казака Голоту (звук, правда, менее резкий, чем на сайте).
15. Партизан Железняк.
По поводу "Дорог". Мне, как и СВ, кажется, что запись, помимо всего прочего, сама по себе дефектная. С какой-нибудь магнитной ленты... Хотя исполнение странноватое, соглашусь. Но мощное!
Елене Владимировне: Увы, нет. Зато сама по себе подборка Обуховой у меня крупная, пусть и далеко не полная. Однако, есть кое-какие записи, которых нет в Сети.
Напишите мне на почту, чего у Вас нет (проще - что есть, по номерам пластинок), у меня несколько ее пластинок в двух экземплярах, а вообще, она тоже почти вся, что выходила на пластинках.
Да собственно даже не могу сказать, чего такого уж важного нет. Вроде самое известное есть или на пластинках, или на дисках. Разве что ищу "Арию Далилы", записанную Обуховой на "Музтресте" (именно ту давнюю запись!), но такие пластинки отыскать маловероятно. А существует ли дискография Обуховой?
Я давно пыталась найти, но безуспешно. Есть перечень исполнявшихся ею произведений в большой книге "Обухова", так там их миллион, а что из этого записывалось - неизвестно.
Меня всегда интересовало, успела ли сделать Н.А.Обухова какие-то записи до революции? Ведь она начала выступать в Большом Театре еще в 1910-х. Дебют ее в партии Полины пришелся на 1916 год. Хотя это было нелегкое для России время, ее терзала война с Германией, вскоре начались серьезные потрясения, сильно изменившие ход отечественной истории, так что нет ничего удивительного, если первые записи певицы относятся только к концу 1920-х. Но такие существуют точно. Одна из них, как раз, "Ария Далилы".
Очень интересно послушать те записи Головина, которых нет на ККРЭ. Особенно арию Роберта и народные о ямщиках.
Те записи, для которых Вы не привели года - это, надо полагать, поздние, как и "Эх, дороги"?
Дорогие мои! Как же приятно пребывать в кругу единомышленников, которые по настоящему понимают и музыку, и вокал, и красоту голоса, не навязывая при этом своё мнение другим людям, как истину в конечной инстанции. Дай Бог Вам всем здоровья, доброты, счастья. Как здорово, что Вы делитесь прекрасным с вашими собеседниками, а не поучаете их, что читать, писать, есть, пить - аки Вы 13-ый апостол. СВ.
По привычке вставил и код для создания кнопки, который используют на "Ностальгии". :) Но, думаю, в этом ничего страшного нет. Выкладываю "Степь да степь кругом". Пока все, но потом обязательно выложу и "Арию Роберта", о которой просит Константин.
Ссылка на "Степь да степь кругом":
http://ifolder.ru/10650724
Сергею Владимировичу:
Спасибо за добрые слова. Мне тоже очень приятно находиться в обществе людей интеллигентных, духовных, понимающих высокое искусство, в обществе таких людей, как Вы, Елена Владимировна, К.Вершинин... Дай Бог и Вам сил, доброты и здоровья.
Всем, кому интересно:
Интересует ли фрагмент "Сцены Юродивого" из оп. "Борис Годунов" в записи 1930 года? Могу также рассказать о том, как я чуть не стал обладателем редчайшей пластинки, но не стал-таки...
....приятель дал мне послушать свои старые записи, и я сделал для себя два вокальных открытия. 1. Дуэт Фигаро и Альмавивы из "Севильского.." Россини в исп. Ивана Семёновича и Бурлака. И.С., как всегда был вокально безупречен и артистичен, но вот Бурлак меня приятно удивил. Хоть и с некоторым "бараном"(тремоляцией), но очень красивый и подвижный голос насыщенного тембра. Фиоритуры щёлкает, как семечки, хорошее дыхание. Как он раньше проплыл мимо меня? - обычно внимательно отслеживаю наших более-менее значимых певцов и певиц, особенно советских, т.к. считаю вокальную школу того периода глубже, осмысленней итальянской. Т.е. голос средство, а не цель. 2. В первый раз услышап записи итальянского баритона 30-х годов Рикардо Страчарри. Был потрясён красотой его тембра и умением этим тембром модулировать. Умеют конечно итальянцы, умеют....Если кто-то знает об этих певцах побольше, расскажите - буду признателен.
По нижеприведенным ссылкам можно найти кое-какие материалы о Бурлаке:
http://kkre-49.narod.ru/burlak.htm
http://slovari.yandex.ru/dict/agin/article/vs1/vs1-0298.htm (Перечень статей о певце в СМИ и определенных книгах).
"Дуэт Фигаро и Альмавивы" слышать никогда не приходилось. Нельзя ли будет, если не очень трудно, как-то его обнародовать? У Вас, кажется, нет возможности цифровать, но, может, тов. Лифанов бы помог? Просто у меня есть пластинка с избранными ариями из "Севильского цирюльника". Поют Иван Бурлак, Иван Козловский, Марк Рейзен и Вера Фирсова. Но там из дуэтов есть только "Дуэт Розины и Фигаро". Это куда более известная, как мне кажется, вещь. Та же Фирсова записывала ее минимум дважды (кроме этой записи еще известен ее дуэт с Давидом Гамрекели).
Решил по этическим причинам не описывать подробно историю. Да ее и не было, точнее была, но весьма банальная. Попросили одного коллекционера из Москвы переслать мне пластинки, обещал, а теперь он уже и не откликается. Лучше бы прямо сразу сказал, что присваивает их себе. Имя его называть не буду. Скажу только, что запись с такой пластинки он как-то выложил на сайт дореволюционной грамзаписи. Кошмарное место, попробуй узнай, что можно слушать, что - нельзя. На редкость неудобный, пусть и местами интересный сайт-дразнилка, хотя позволяет "понюхать" дух эпохи. Но теперь уже рыскать по нему не стоит, ибо Константин выложил "Сцену Юродивого".
Был французский немой фильм "Чёрный орёл" (1925) - экранизация "Дубровского" Пушкина. Но он зараза не пошёл у меня на плейере, т. к. диск иностранный и на наш регион не рассчитан. Но на компьютере DVD смотрится.
Уважаемые знатоки, подскажите пожалуйста, существуют ли записи романсов в исполнении Никандра Ханаева. Мои собственные поиски не дали результатов. Буду очень признательна!