Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Кто как думает, почему жанр музыкального фильма окончательно умер? (мюзиклы не в счет)
Достаточно назвать фильмы Александрова, Пырьева, из поздних - Рязанова, Захарова, Фрида.
"Музыкальная история", "Сердца четырех", "Остров сокровищ", "Дети капитана Гранта" и пр. и пр. и пр. - первое, что пришло на ум. Какая замечательная музыка! Какие прекрасные песни! Какая профессиональная постановка танцев, балетных эпизодов.
А какие песни попадались в "производственных фильмах" ("Высота", "Большая семья", "Весна на заречной улице" и др.).
А экранизации оперетт, опер? Что из последних можно вспомнить? "Свадьбу в Малиновке", "Вольный ветер", "Сильву", "Принцессу цирка" - а дальше - пшик.
Интересно узнать, у кого какие мнения по этому поводу.
мало современной Москвы, хора Александрова и Иронии судьбы два :)
Света, тут нужен такой сценарий, чтобы пробудил и взбудоражил композитора. Вот "Весна на ЗР-III Автор:
ИхтиАндр 25.11.08 02:28 Сообщить модератору
("III" потому, что во времена застоя сценарий "II" так и не был написан).
"Казалось, что пути семей Савченко и Ищенко разошлись навсегда, но вот настал 2009 год. Начинающий DJ - внук Савченко - откликается на объявление фотографа (внучка Ищенко) по поиску натурщика. Фотосессия проходит в заброшенных цехах металлургического завода. Потрясённый величественными руинами, юноша берёт псевдоним DJ CталеW@R в память о деде и задумывает создать в его цеху рейв MaRTiN. Помощь фотохудожницы оказывается как нельзя кстати, но на их пути возникает неожиданное препятствие - ..."
Сейчас легче снять кино "Иосиф Виссарионович меняет профессию". Автор:
сфинкс 25.11.08 05:06 Сообщить модератору
Погони с НКВД-шниками люди сразу станут воспринимать как исторический факт.
Разговор, как я вижу, ушёл в область юмора.
Но настоящая причина в одном и только одном - нет КОМПОЗИТОРОВ.
У сегодняшних сочинителей музыки нет даже "интуитивного навыка" (не говоря уже о профессиональной подготовке), минимально необходимого для написания качественных, хорошо запоминающихся песенных мелодий и оркестровой музыки к музыкальным комедиям.
В 50-е гг даже самый "третьеразрядный" композитор-песенник сочинял лучше, чем любой из сегодняшних. Отчасти и потому, что набор полуинтуитивных "музыкальных штампов", вокруг которых вольно или невольно выстраивается сочиняемая композитором мелодия, был существенно иным, чем в наши дни, опирался во многом на классическую австро-германскую оперетту (а не на англо-американские "мюзиклы").
Вот уж не поверю, что сейчас нет композиторов.
Просто на плаву больше то, что обычно первым всплывает.
А сильны наши советские композиторы были, мне кажется, не опорой на классическую австро-германскую оперетту, а преемственностью, генетической, как сейчас модно говорить, с народной музыкой, с народной песней (Глинке поклон).
Чем сильна была советская песня? Почему ее до сих пор истребить не могут, несмотря на грёбаные оранжировки и перепевки? Тем, что она по сути была народная (в самом глубоком понимании этого слова). А сейчас идет отказ от русской культуры, "от корней, от сердцевины" - и вот результат - нового не приобрели, старое потеряно. Ничего своего.
Может, отчасти поэтому сейчас нет музыкальных фильмов. Да что музыкальных - даже экранизаций опер и оперетт нет. Мельчание, ориентация на массового потребителя. Прибыль, денежки.
Мне кажется, друзья, что у вас вовсе не взаимоисключающие позиции. Тов. Прохожий АБСОЛЮТНО прав в том, что практически все действующие сегодня композиторы (особенно те, кто младше 60-и) ВЫРОСЛИ в атмосфере совершенно иных мелодий, мелодий, которые НИЧЕГО не имеют общего с представлениями об организации мелоса в 30-е-50-е и даже в некоторых случаях и в 60-е гг. (особенно в музыке к детским фильмам). Произошла революция в понимании того, что такое НОРМАЛЬНАЯ мелодия! Нынешнее поколение воспитано на совершенно иных мелодиях, на иной распевности, на ином представлении вообще о том, что такое песня.
Света, Вы правы в том, что связь с народностью, с фольклором были очень важны, но не только. Возьмите, скажем, большинство лучших советских вальсов ("Школьный вальс", "Вечер вальса", "В городском саду", "Киевский вальс" и др.) В них всё-таки мелодика почерпнута из городской песни, из старинного русского вальса, а также из австро-германской музыкальной традиции.
Да, совершенно верно!
Ведь будь то русская народная или венгерская, автро-германская музыкальная традиция, наши не копировали ее, а создавали самобытные произведения. А сейчас - стилизация - когда хорошая, когда плохая, но СТИЛИЗАЦИЯ. А любая стилизация - всегда вторична, всегда заимствование.
Ведь даже когда Дунаевский откровенно передирал некоторые мелодии, он несколькими штрихами, акцентами смог сделать их абсолютно русскими, "своими". А вот Богословский, мне кажется, один из первых советских композиторов, кто начал распространять эту болезнь.
"Ведь даже когда Дунаевский откровенно передирал некоторые мелодии..."
==========================================================
Ничего Дунаевский никогда не передирал! У этого композитора совершенно самодостаточный и легко уловимый мелодический почерк. Его в большинстве случаев невозможно ни с кем спутать.
Да, в некоторых опереттах (например, в "Сыне клоуна") у Дунаевского ощущается довольно отчётливое влияние венской оперетты (что касается мелодий), но и оно не является решающим.
У меня когда-то была пластинка "Мелодии и ритми зарубежной эстрады 1930-40-х гг.". Так "Тонкая стрелка обходит циферблат" там один-в-один. И "Легко на сердце от песни веселой" там тоже очень угадывался. Надо бы экспертизу провести :))
Действительно, оценка "нормальности" (или "не-нормальности") мелодии у нынешнего поколения совершенно ИНАЯ, чем была до 60-х гг. Да и у самих композиторов тоже.
Что касается заимствований и "стилизаций", то они, наверное, неизбежны, если речь идёт о мелодической теме песни (а не сложного полифонического произведения). Зачастую и сам автор, и его музыкальные редакторы не подозревают о мелодическом сходстве - которое в итоге обнаруживает лишь слушатель. Например, песня Туликова "Субботний вечерок" имеет немало общего с только что упомянутой песней Дунаевского "Тонкая стрелка обходит циферблат".
Насчёт Богословского сказать сложно. Если иметь в виду его самоповторы (а не заимствования у других), то он просто "дорабатывал", трансформировал, варьировал свои же собственные мелодические темы. Иногда в лучшую сторону, но чаще наоборот.
Все-таки мне кажется, что заимствование и стилизация - это две большие разницы. И если первое - наверное, неизбежно, особенно в эпоху постмодерна, то второе я бы определила как зло, нивелирующее само понятие творчества, искусства, национальной культуры.
"Стилизация" - буквально означает "имитация стиля".
Но имитация стиля какого-нибудь конкретного композитора (или целого музыкального направления) сама по себе не хороша и не плоха. Это всего лишь "творческий приём", т.е. ТЕХНОЛОГИЯ.
Вот например, стилизованная "псевдосоветская" песня американского композитора Василия Полидуриса из к/ф "Охота за Красным Октябрём" ("Салют отцам и нашим дедам..."). Композитор определённо слушал советские военно-морские песни, проникся их духом - и написал вполне качественную свою мелодию именно в этом стиле! Нет, вовсе не пародию, не карикатуру (как того, вероятно, хотели бы американские идеологи, заказывавшие этот фильм) - а просто добросовестное ПОДРАЖАНИЕ. В этом смысле к композитору нет претензий! Нелепые, поистине идиотские слова песни - это уже на совести безграмотных авторов текста, вероятно и не знавших как следует русского языка.
А вот ещё любопытный пример стилизации (это совсем из другой области). Песня Ю.Левитина "Первый снег":
http://kkre-5.narod.ru/levitin/pes.mp3
Нетрудно видеть, что мелодия этой песни (а особенно оркестровый отыгрыш) довольно заметно напоминает музыку П.И.Чайковского.
Да! Все верно. Но ТЕХНОЛОГИЯ и настоящее искусство - две вещи, на мой взгляд, несовместные. Есть неосознанное, подсознательное подражание. Мне у Шостаковича порой слышится увлечение Мусоргским, у Пастернака - Блоком, у Блока - Пушкиным и т.д. А есть, как Вы правильно заметили добросовестное, т.е. осознанное подражание. Казнить их казнить нельзя помиловать! :)))
Пушкина тоже можно трактовать как "подражателя" Державина.
Демьяна Бедного - как подражателя Крылова.
Крылова - как подражателя Капниста, Хемницера и Дмитриева (крупнейшие баснописцы 18 века).
Да и композитор Дунаевский в определённом смысле "подражатель Штрауса". Как и Ю.Милютин, и Б.Александров. Да и не только они.
"Пушкина тоже можно трактовать как "подражателя" Державина."
Ну, о "Воспоминаниях в Царском Селе" можно так сказать..
Однако более распространенный легкий стих Пушкина восходит, вероятно, к французу Парни. Я давно прочитал какую-то поэму Парни в переводе, естественно, на русский и явно увидел легкого Пушкина. Как там это называется, ямб, что ли?
В 18 веке в русской поэзии (а особенно в басне и стихотворной драме) широко использовался размер, называвшийся "шестистопным александрийским ямбом" - происхождение которого восходит ОТЧАСТИ и к французским стихотворцам. Стих этот довольно тяжеловесный, поскольку в каждой строчке по двенадцать слогов ("стопа" - это ПАРА слогов, 2*6=12). Но зато и сравнительно нетрудно уложить в эти ДЛИННЫЕ (т.е. редко перебиваемые рифмами!) строчки любую достаточно сложную семантику басни или стихотворной драмы.
"Более лёгкий" стих (которым писал в том числе и французский поэт Парни) -это тоже чаще всего ямб, однако количество стоп (т.е. пар слогов) в данном случае не шесть, а меньше. Авторами переводов были современники Пушкина, поэтому некоторое сходство с Пушкиным здесь вполне объяснимо.
Сейчас снимают, что угодно.
Речь об отношении к этой прлдукции, о ее оценке.
Замечал, что после обсуждений типа этой ветки "вдруг" появлялось на экранах как раз то, что будто бы "сейчас не делают".
Что-то типа скрытой предварительной рекламы и
скрытой идеологической обработки "упертых":
вот вы брюзжали, а жизнь-то доказывает обратное.
В общем, не нравятся мне разговоры с неидентифицированными субъектами о будто бы жизни. Пустое это дело. Непрекращающееся телешоу, совмещенное с социологическим исследованием.
Автору темы: прошу не ахать и на меня не наезжать; мое выступление - плод обобщения 5-летней интернет-практики и ее сопоставления с советской практикой человеческого общения.
Лично против автора темы и других авторов таких же тем ничего сказать не имею.
Что такое "неидентифицированные субъекты"?
Ээ... а кто на кого наезжает? Мы за мир во всем мире!
Вася, просто мне давно интересен вопрос: почему в отечественном кино умер этот жанр. Вы можете назвать отечественный фильм, который можно было бы отнести к категории музыкальных?
Мне кажется, что эта тема как раз полностью соответствует направлению и тематике сайта.