Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Раунд второй этой темы.
О песнях которые Вы давно ищете но не могли найти, песни название которых Вы не знаете, редкие исполнения, неизвеснтые авторы итд.
Да я Утёсова не принижаю! Просто хочу сказать, что у Леонида Осиповича были всё время первоклассные связи. Он даже к партийному начальству заходил, ногой двери открывая. Человек очень ангажированный! Другие не могли и доли позволить себе того, что делал Утёсов! Вы что думаете, его не могли прикрыть ещё до войны? Могли и ещё как! Однако, в отличие от других, Утёсов всё время держался на плаву!
Иосиф Кобзон полностью в него пошёл в этом отношении!
Леонид, Нечаев, Киричек, Виноградов и другие стали затираться по причине их связанности со Сталиным. В это же время затирались и киноактеры, снимавшиеся в "сталинских" фильмах и писатели. Некоторые исполнители и песни выскочили (с переделками) а другие канули в лету. Хрущ последовательно затирал сталинскую эпоху. Все связанное со Сталиным предавлось насильственному забвению. Я, например, песни о Сталине услышал только в 90е, когда стал собирать старые песни. До этого я просто не знал об их существовании, или только слышал об отдельных строчках. Их было просто негде услышать, они не звучали никогда.
У раскрутки Бернеса (очень его люблю) и Утесова есть и еще одна причина. Только не спускайте на меня собак. Так вот, намекаю. (Намекнул). Не сердитесь, это правда.
Ну и связи, конечно, тут Вы правы. Да и вообще, пути песни заковыристы. Вологда прозвучала впревые в каком-то спектакле и осталась совершенно незамеченной. А потом Песняры спели ее один раз на вечере Мокроусова в Колонном зале и появился супершлягер. Я даже не слышал никогда как она звучала в оригинале. Похожая история была с Московскими окнами. Тоже сначала не расслышали.
И еще. Можно предположить, что популярность песни ограничена возможностями восприятия аудитории. Народ не может помнить сотни песен, даже хороших. И, по каким-то неизвестным причинам, остаются Дороги и Темная ночь и забываются иные, ничуть не худшие, может быть, песни. Из этого можно сделать гипотетический вывод. Время, когда хороших песен нет вообще - лучшее время для возрождения забытого.
казаку
"Звёздочку" Соловьёва-Седого я слышал, но эта мелодия, на мой взгляд, менее удачна. По поводу "песен для песенников" (т.е. песен конъюнктурного происхождения, написанных ради какого-нибудь очередного "рейтинга" на предмет приёма в Союз Композиторов) вопрос сложный. Даже сам композитор далеко не всегда может предсказать, чтО у него получится. Известная всем "Малая земля" Пахмутовой - далеко не шедевр. Но её же "Песня о Воркуте" (написанная чуть ли не "на скорую руку", во время гастрольной поездки вот в эту самую Воркуту) оказалась едва ли не одной из лучших пахмутовских мелодий:
http://download.sovmusic.ru/m/vorkuta.mp3
Вообще, "историческая судьба" песен во многом зависит и от прихотей музыкальных редакторов радио. Вот например была у Э.Колмановского песня о войне, называвшаяся "Утренний свет" (текст К.Ваншенкина). Песня, пожалуй, только чуть-чуть похуже, чем "Хотят ли русские войны", даже буквально почти сопоставимая по качеству! Но где она? На пластинке в своё время издать "забыли", а по радио песня прозвучала от силы с десяток раз. Пел её А.Эйзен.
Леониду
Действительно "Сердце" Дунаевского - песня ничем особенным не выдающаяся (при том, что у Дунаевского имеется множество и других лирических песен, совершенно не исполняющихся - например "Малиновая шаль"). У меня такое впечатление, что современные радиокомпании просто не имеют не то что записей этих ДРУГИХ песен, но даже элементарной информации об их существовании. Подозреваю, что небезызвестный "телесериал" "Старые песни о главном" заглох просто потому, что его авторы в своём глубочайшем неведении (я бы даже сказал невежестве) искренне полагали, что исполнили уже всё и вся, и что больше никаких других советских песен просто не существует.
Тоже_Алексу
"Вологда" Б.Мокроусова в оригинале (до "Песняров") имеется на вот этом сайте:
http://mokrousov.samnet.ru
(который у меня, правда, не открывается - по крайней мере, в данный момент)
Насчёт певцов и композиторов. Незадолго до своей кончины Н.Богословский, отвечая на вопросы радиожурналистов (кажется, "Радио России") сказал буквально следующее: "... ну что ж, БУДУ ТАИТЬ В СЕБЕ ВСЕ ЭТИ МЕЛОДИИ...". Потрясающая в своей неожиданной безысходности фраза! Речь шла о творческих планах самого Н.Богословского, о песенной продукции молодых композиторов, и о том, что хорошие, написанные в классической манере, песни сейчас, оказывается, просто НЕКОМУ петь.
По поводу Утёсова, Бернеса, Шульженко, Трошина, М.Новохижина, В.Макарова и т.п. - это, всё таки, не "профессиональные вокалисты" (в наиболее "классическом" смысле этого слова), а драматические актёры. У них свой жанр, и сравнивать этих заслуженно популярных эстрадных исполнителей надо между собой - но не с Козловским, Лемешевым, Виноградовым или Нечаевым.
А мне запомнился юбилейный концерт Богословского (90-летие, кажется), буквально за несколько месяцев до смерти. Потрясло то, как Никита Владимирович выглядел! На протяжении всего концерта он сидел с каменным лицом и в глубокой скорби смотрел в пол. На сцену выходили всякие "Докторы Ватсоны" и Олеги Газмановы и пытались исполнять его песни... Это было жуткое зрелище! Какого было Богословскому сидеть там и думать, что этот мир уже не "его мир", что он как бы пережил себя! Сидит человек уже в 1937-м году написавший песенные шедевры из "Острова сокровищ"!... Ему даже не с кем было поделиться той болью, которую он, наверняка, испытывал!
Интересно, что одна из первых песен Н.Богословского, будучи представленной в 1937 году на конкурс, не получила ВООБЩЕ НИКАКОЙ (даже поощрительной!) премии. Песня, между прочим, вот эта (поёт С.Лемешев):
http://bogoslovski.narod.ru/pvm.mp3
Можно себе представить, насколько же высоким должен был быть уровень работ остальных композиторов-песенников в этом 1937 году, чтобы даже ТАКАЯ песня могла остаться незамеченной!
Еще раз запрашиваю:
Тоже Алекс, вот вы архивист, и еще говорите что собираете советскую песню. Почему вы ничего не выкладывете на сайт и не помогаете Лейку с фондами?
Я серьезно.
Совершенно верно, причём мелодия эта всегда была широко известна именно в виде "Марша шахтёров":
http://bogoslovski.narod.ru/ish.mp3
Дальние отголоски этой же мелодической темы можно услышать ещё в одной довоенной песне Богословского:
http://bogoslovski.narod.ru/rmsh.mp3
Большинство своих наиболее интересных и оригинальных мелодических тем Богословский придумал ещё в самом начале своей творческой деятельности, но последующие трансформации этих мелодий вовсе не представляют собой бесплодного варьирования "одного и того же". Например, песня "День и ночь идут бои", о которой шла речь выше, в какой-то степени похожа на появившуюся позднее "Три года ты мне снилась". Но это никак не "самоповтор": обе песни совершенно самостоятельные.
Да, вот ещё вспомнил попутно: была у Богословского песня "Влюблённый коногон", по стилистике немного напоминающая "Спят курганы тёмные". Есть смысл её поискать.
Богословский, также как и Мурадели, мне кажется немного странным композитором. Только причины прямопротивоположные. У Богословского нет НИ ОДНОЙ настоящей маршевой песни, ни одной массовой песни монументального плана! У Сигизмунда Каца, который был близким другом Богословского, были и такие, и такие песни, а вот Богословский НИКОГДА в монументальном или маршево-романтическом стиле не работал. А потом как-то, уже при Михал Сергеиче, Богословский нелестно отозвался о Туликове и Мурадели, сказав, что они могли написать музыку даже не текст поздравительных телеграмм от ЦК КПСС.
Леониду
Невероятно, но факт: Богословский не написал НИ ОДНОЙ песни о Ленине. Вот это уже действительно надо уметь!
Хотя с другой стороны... Вот, например, написал как-то Мурадели известные оперы "Октябрь" и "Великая дружба". Написать-то он написал, а получился конфуз. Ну что тут оставалось делать Богословскому? С одной стороны, члену Союза Композиторов вроде и полагается иногда сочинять оперы, а с другой стороны шут его знает что из этого такое ещё может приключиться. В конце концов Богословский всё-таки написал оперу - под названием "Кошкин дом" (!!!). Тема хорошая, актуальная...
казаку
Песня тимуровцев, по-моему, была в разделе "Самодеятельность".
В фильме "Истребители" кроме всем известной "В далёкий край товарищ улетает" есть ЕЩЁ ОДНА песня. Причём как раз достаточно хорошая, массовая советская песня, не уступающая по качеству "Маршу шахтёров". Вот её найти было бы очень кстати. В фонограмме фильма, насколько я помню, она должна быть почти без посторонних шумов.
Насчёт того, что Богословский вовсе уж не писал песен массово-патриотического содержания - не совсем правильно. Была у него, помнится, какая-та песня и на "целинную" тему (хотя довольно-таки лирическая, а не маршевая), была песня о шахтёрском труде ("Сияет лампочка шахтёрская"), были даже солдатские строевые песни (одна из них - "Пехота есть пехота"). Список песен композитора на его сайте СУЩЕСТВЕННО НЕПОЛНЫЙ.
Эта песня звучит в последней трети фильма, но слов я совершенно не помню. Посмотреть этот фильм заново по телевизору от начала и до конца в сколько-нибудь современную эпоху мне всегда было как-то недосуг. И у меня осталось впечатление только по давнишнему кинопросмотру - после лекции в доме политпросвещения нередко показывали "бесплатное кино". В те времена звук из звуковой дорожки фильма извлекался с помощью так называемой "звуковой лампы". А чтобы продлить срок службы этой лампы, её включали вполнакала, в результате чего звук "плавал": речь персонажей была разборчивой, а слова песен - не очень. Так что мелодию я ещё как-то помню, а слова - нет.
Да, кстати, в концу 50-х - начале 60-х годов многие старые фильмы были якобы "восстановлены". Фактически же смысл этой операции заключался не только в печати новых фильмокопий со старых негативов, но и в удалении из фильма некоторых фрагментов (иногда по причинам идеологическим, а иногда просто неизвестно почему). Были подобным образом "подредактированы" фильмы "Большая жизнь" (переозвучены некоторые разговоры персонажей), "Пятнадцатилетний капитан" (фильм сократили минут на 10-15, убрав почему-то главную песню, от которой остался только оркестровый фрагмент в самом начале), "Слон и верёвочка" (даже не скажу точно, что именно там убрали, уменьшилось только время) и так далее (я перечисляю фильмы с музыкой Богословского). А вот насчёт фильма "Истребители" ручаться не могу - сохранилась ли вторая песня в этой "новой" редакции. Старая (не "восстановленная") фильмокопия, если в ней не было явно "устаревших" идеологических моментов, вполне могла иметь хождение даже в начале 60-х годов.
Маршевая весёлая песня, в хоровом исполнении. Её в фильме поют участники какого-то не то собрания, не то съезда, это ближе почти к самому концу фильма.