Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
К сегодняшнему дню в России сложились уже три формы оплаты высшего образования. Во-первых, бюджетная, к которой все давно привыкли. Хотя, стоит заметить, что не такое оно и бесплатное – через налогообложение бюджет оплачивает ежегодно обучение миллионов наших сограждан. Во-вторых, собственно платное образование, когда сам обучающийся платит за образовательные услуги конкретному вузу. И, в–третьих, совсем новая форма, которая пока еще не совсем привычна для нашего общества – образовательный кредит.
В этой ситуации многие склонны ностальгировать по тем временам, когда в нашей стране можно было получить бесплатное высшее образование. Но факты истории говорят о том, что платное обучение – это совсем не печальное «ноу хау» последних лет. В этой истории были разные факты: и перекладывание на плечи трудящихся затрат по обучению в виду возросшего благосостояния советских граждан в 1940 году; и освобождение от оплаты в годы войны по национальному признаку.
Попытки сделать образование платным предпринимались еще в далекие советские годы. С 1940 года советская власть сознательно добивалась ограничения количества людей со средним, среднеспециальным и высшим образованием. Причём, вопреки обыкновению использовала не административные меры, а экономические: отныне за учёбу устанавливалась плата. Стране срочно нужны были люди у станка. На этот счет есть и официальные постановления.
«№27 от 26 октября 1940 года
Постановление №638. (стр. 236-2374 237-238).
стр. 236-237
«Об установление платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий.»
Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:
1.Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.
2.Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:
а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик – 200 рублей в год;
б) во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год.
Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.
1.Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:
а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, - 400 рублей в год;
б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, - 300 рублей в год…
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР М. Холмов
Москва, Кремль. 2 октября 1940г. №1860.»
(Источник: «Собрание постановлений и распоряжений Правительства Союза ССР»).
Что же означали эти деньги? Насколько выросло благосостояние граждан? Формально при средней зарплате 400-500 рублей в месяц 150 и даже 500 рублей в год не выглядели катастрофически. Но посмотрим на статистику.
«Среднегодовая номинальная заработная плата рабочих и служащих в 1940 году составила 4054 рублей. С учетом заработков членов артелей промысловой кооперации – 3960 рублей. Кроме того, в 1947 году была проведена денежная реформа (деноминация рубля составила 10:1).
Динамика среднемесячной заработной платы рабочих и служащих в деноминированных рублях составляла:
1940г.—33,0
1945г.—43,4
1950г.—63,9
1955г.—71,5
1960г.—80,1
Динамика среднегодовой заработной платы соответственно составила (руб.):
1940г.—396,0
1945г.—520,8
1950г.—766,8
1955г.—858,0
1960г.—961,2
Точных данных по денежному доходу на селе за послевоенное пятнадцатилетие нет. Известно, что за 1951 – 1960 гг. реальные доходы крестьян (с учетом натуральной оплаты, снижения розничных цен, снижения налогов и т.п.), по расчету на одного работающего в сопоставимых ценах выросли в 1,5 раза, а к 1960 г. увеличились в 2, 4 раза по сравнению с 1940 г. Денежные доходы в расчете на один колхозный двор составили в 1940г. 1107 рублей в год. (Источники: «История Социалистической экономики СССР», «История ценообразования в СССР (1937-1963 гг.)», «Труд в СССР»- Статистический сборник, «Статистика» 1968 г.).
В результате проведенных «реформ» за годы войны количество выпускников средних школ (8-10 классы), средних специальных учебных заведений и вузов сократилось вдвое. Во время войны ЦК КПСС провел консультации с правительствами союзных республик и решил отменить плату за обучение по национальному признаку для учащихся 8-10 классов средних школ, техникумов и высших учебных заведений. В 1943 году СНК СССР принял Постановление №213, ко
В результате проведенных «реформ» за годы войны количество выпускников средних школ (8-10 классы), средних специальных учебных заведений и вузов сократилось вдвое. Во время войны ЦК КПСС провел консультации с правительствами союзных республик и решил отменить плату за обучение по национальному признаку для учащихся 8-10 классов средних школ, техникумов и высших учебных заведений. В 1943 году СНК СССР принял Постановление №213, которым освобождались от платы за обучение:
-в Казахской ССР - казахи, уйгуры, узбеки, татары (постановление СНК СССР от 5 января 1943 года №5);
-в Узбекской ССР - узбеки, каракалпаки, таджики, киргизы, казахи, местные евреи (постановление СНК СССР от 27 февраля 1943 года №212);
-в Туркменской ССР - туркмены, узбеки, казахи (постановление СНК СССР от 19 марта 1943 года №302);
-в Кабардинской АССР освобождены от платы за обучение кабардинцы и балкарцы, обучающиеся в педагогическом институте (постановление СНК СССР от 15 мая 1943 года №528).
Полностью отменили платное образование СССР только в 1954 г. по решению Совета Министров СССР.
А как сие соотносится со сталинской конституцией ссср 1936 г?
Статья 121. Граждане СССР имеют право на образование.
Это право обеспечивается всеобще-обязательным восьмилетним
образованием, широким развитием среднего общего политехнического
образования, профессионально-технического образования, СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО и ВЫСШЕГО образования на основе связи обучения
с жизнью (? - прим. мое), с производством, всемерным развитием вечернего и
заочного образования, БЕСПЛАТНОСТЬЮ ВСЕХ ВИДОВ ОБРАЗОВАНИЯ,
системой государственных стипендий, обучением в школах на родном
языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного
производственного, технического и агрономического обучения
трудящихся.
Цитирую:
//В результате проведенных «реформ» ЗА ГОДЫ ВОЙНЫ количество выпускников средних школ (8-10 классы), средних специальных учебных заведений и вузов сократилось вдвое. //
Война - фигня, главное реформы.
То, что молодежь просто-напросто уходила на фронт, не успев закончить школ, институтов и т.п. - это ничего, это мелочи. То, что она потом возвращалась и доучивалась, в том числе и в вечерних школах - это тоже ничего. Удивительное умение извращать историю.
Факты - верны? Т.е. были ли соответствующие постановления, и факты оплаты образования в СССР?
Вы, почему-то, выбрали из процитированного самую незначащую цитату и принялись ее со всем пылом комментировать. А по изложенному (основному вопросу) - что?
По главной теме: у Миксо пагубная женская логика а-ля "всё или ничего" Автор:
сфинкс 1.03.10 05:16 Сообщить модератору
Мало говорить "ПЛАТНОЕ", надо бы ещё указать, какой ПРОЦЕНТ от зарплаты в СССР в то время составляла оплата. СлабО?
Мне - слабо, поскольку я сим вопросом не задавался. Хотя в статье, приведенной мной, какие-то сведения на сей счет имеются.
Мои вопросы в другом. А именно - на каком вообще основании было платное образование (а, как я понял, ни один из вас сей факт не отрицает), как сие положение соотносится со "сталинской" конституцией 1936 г (я приводил выдержки и оттуда, и оттуда)? А также - почему вы (не вы лично на ваш лагерь) постоянно талдычите в качестве "плюсов" о бесплатности медицины и образования (один из наиболее распространенных аргументов - "вас родина учила-учила") - НО: ни один из вас и не заикнулся о сем факте, откопанным мною (достаточно случайно), покуда о нем явным образом не зашла речь; а вот когда явно тыкнули носом - то как бы и тоже все путем? Это как?
Встречные вопросы: а, при получении платного образования, сесесеринские заморочки вроде отправки на любое предприятие в глуши сесесерии по распределению по окончании вуза, или принудительная отработка барщины вроде походов в колхозы на уборку урожая во время учебы (вы не подумайте, я люблю природу, и очень, в отличие от многих знакомых мне; но дело - в принципе) - все равно присутствовали, или нет? Если присутствовали - то это вообще черт знает что такое..
Признаться, я вообще хотел прекратить дискуссию с мой стороны, т.к. времени просто сейчас на это нет, но всё же вставлю 5 копеек.
++
Так вы эту дискуссию и не начинали, скажу вам для начала. Чтобы ее прекращать.
Остальное вообще не понял, извините. Вот столь я туп.
Про распределение (как часть остального, но вы выделили отдельной строкой) - аналогично. Я вроде все четко спросил.
Единственное - раз вы уж участвуете - признаете факт платного образования, али нет? Если признаете - то каким мягким местом тут усатая конституция?
Государственный капитализм.
Государство работодатель, государство потребитель, государство владелец средств производства.
+++
И?
Это что означает?
Это означает, что именно вы не работодатель никоим образом Автор:
сфинкс 3.03.10 08:39 Сообщить модератору
Если люди являются средством производства для работодателя, тогда работодатель вкладывается в работников, в том числе образовывая своих работников до строго определённого минимально достаточного уровня. Обучив, использует на своё усмотрение. Прописные истины, просто народ не задумывается. Задумываются лишь желающие получить тыщу процентов в месяц типа меня.
В то время (начиная где-то с лета 1940 года) было принято много "драконовских" решений, в т. ч. прямо нарушающих конституцию 1936 года. Причем решений зачастую намного более жестких и непопулярных, чем приведенное Вами постановление (тот же указ от 26 июня к примеру).
А с началом войны - так вообще: тут тебе и ненормированный рабочий день, и детский труд, и карточки, и множество запретов и ограничений и т. д. На этом фоне создание такого органа как ГКО (то есть грубейшее нарушение той же Конституции 1936 года) как-то блекнет.
Причина - она очевидна любому, кто хоть сколько-нибудь представляет себе контекст эпохи. Предстояла большая война, с колоссальными ставками. Страна отчаянно боролась за выживание, жертвуя всем чем можно и мобилизуя высвободившиеся ресурсы на одну цель - победить. Потому как по сравнению с последствиями проигрыша (физическим истреблением народа) любые лишения и жертвы представлялись намного меньшим злом.
Народ это кстати в массе своей понимал и относился к этому нормально.
Ну а после окончания войны эти драконовские меры отменялись - постепенно, по мере восстановления экономики. В случае с Вашим примером: как только экономика позволила вернуться к бесплатному образованию - вернули и его.
P. S. Для справки: при проведении реформы 1947 года размер зарплат никак не изменился. Подробнее советую почитать на сайте ув. Морозова - там есть хорошая подборка про реформу и последующие снижения цен.
Константин: "Наводящий вопрос. Вы никогда не пытались подумать и связать-таки ты самую "барщину" с особенностями географии, в частности, климата нашей страны?
Насчёт распределения даже не комментирую. Дурная это привычка, скажу Вам - кусать руку дающего". Конец цитаты.
Объясните нам свою "мудрость"!?!
Народ это кстати в массе своей понимал и относился к этому нормально. Автор:
Читатель 3.03.10 19:19 Сообщить модератору
Во-во! А еще выборы в Верховный Совет в период войны не проводились. Были, конечно, не совсем популярные меры. Запрет абортов, запрет браков с иностранцами (хотя Караваевой это не помешало). Интеллигенция особенно последнему не была рада (пьеса "Варшавская мелодия"). Ведь по мысли интеллигенции власть всё должна была делать для "мозга нации" (как Ленин говаривал), а не для народа. А всего-то демографическая яма. Преодолели. И снова все стало можно. И образование полностью бесплатное. Где ж тут драматургам понять!
А почему вас надо явно носом тыкать, а без этого - ни слова ни о чем? Автор:
Миксо 4.03.10 02:15 Сообщить модератору
Ведь я мог (чисто случайно) и не узнать о сей особенности, ну, и пребывал бы в неведении, благодаря вам. А вы - ни гу-гу!
Только лишь: "Ах, ах - как сейчас все хреново! Ах-ах, как бы я предпочел жить тогда! И образование бесплатное (вас родина учила-учила), и прочее бесплатное." Ну и что с того? А копнешь поглубже - так оказывается, что платное образование 1940, это еще не самое ужасное, что можно раскопать в этой исторической куче, по выражению того же Лейка. И всему ведь оправдания находятся.
Константину вопрос: расшифруйте все е свои цитаты, вплоть до кусания руки дающего. Что вы имели в виду?
Валерию Николаевичу: хоть и пост про желание жить в СССР в другой ветке был, но поясните: в каком именно СССР вы хотели бы жить? На каком временнОм отрезке его существования? При каком вожде-государе? Ведь сказать то, что сказали вы - означает, по сути, не сказать ничего. Слишком разный был этот СССР в разные периоды своего существования.
А так же уточните и местоположение вашей желаемой жизни в нем. Пространственно-экономическое положение ведь тоже разным было.
Константину - аналогичный вопрос. Раз уж вы всецело поддержали В.Н.
Я бы предпочел жить в СССР конца 50-х - начала 80-х.
И, желательно, в таком, в котором в 1953 году победил бы не Хрущев, а Берия, а в 1985 пришел бы не Горбачев, а Романов.
\\ Ведь я мог (чисто случайно) и не узнать о сей особенности, ну, и пребывал бы в неведении, благодаря вам. А вы - ни гу-гу!
Только лишь: "Ах, ах - как сейчас все хреново! Ах-ах, как бы я предпочел жить тогда! И образование бесплатное (вас родина учила-учила), и прочее бесплатное." Ну и что с того? А копнешь поглубже - так оказывается, что платное образование 1940, это еще не самое ужасное, что можно раскопать в этой исторической куче, по выражению того же Лейка. И всему ведь оправдания находятся. \\
1. Всё с ног на голову. Очевидно, в условиях, когда не получается покритиковать советский строй путём описания превосходства нынешнего (или какого угодно ещё), последним "аргументом" становится выбор каких-то мелких, или временных, или вынужденных недостатков и их последующая и настойчивая гиперболизация.
С чего начинался слом системы? "Жить будет лучше! Запад нам поможет! Вперёд, за локомотивом капитализма, к райскому изобилию".
Обещанного нет. Остаётся только "опускать" и "опускать" прошлое. Беспроигрышная позиция, правда?
2. Кроме того, чего достоин человек, брезгливо-снисходительно прикидывающий пригодность житья в "этой стране", исходя из цен образование?..
Вроде бы, по логике вещей, если не нравится - так давай, делай лучше. Так нет же, он думает, что все вокруг, и государство, ему обязаны, пусть даже он в три горла жрёт. "Не подходит страна" - и мотает за границу.
\\ Константину вопрос: расшифруйте все е свои цитаты, вплоть до кусания руки дающего. Что вы имели в виду? \\
По-моему, всё прозрачно. Чего тут не понять? В первом случае я связал необходимость использования дополнительной рабочей силы очень кратким рабочим сезоном со всеми вытекающими (что для Вас, очевидно, новость), во втором - подчеркнул заботу государства о рабочих местах для ВСЕХ граждан, о чём сейчас и слыхом не слыхать на фоне псевдонаучной болтовни об объективных уровнях безработицы.
Константин Вершинин отредактировал это сообщение 4.03.10 в 16:48