Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
1 это песня-Ну просто редкостное убожество, непонятно у кого хватило "ума" такое сочинить.
А вот интересно,есть ли ,действительно,ужасные советские песни,достойные такой оченки,или средний уровень мастерства не позволял ,в-принципе,их писать.
"Скажем, почему экзальтированность должна обязательно быть "идиотской"? И, вообще, почему экзальтированность - это обязательно "плохо""
- А почему сермяжность это плохо? Потому что когда некоторые эпитеты применяются к некоторым материям, то это в отрицательном смысле. Почему экзальтированность должна быть идиотской? Она не должна, это лишь один из ее типов. Так-же как и романтичность не обязана быть "слезной".
"Я, кажется, пока что ни от кого не слышал, что эта песня - символ фальши. Слышал, что она - символ трагического романтизма, некой несбывшейся мечты"
- Да? А посмотрите фильм "История Аси Клячиной". Там как раз эта песня появляется в одном эпизоде как символ фальши. Там вообще проходит очень интересный мотив критики советской музыки по всему фильму. Кстати, там еще звучат "Ой ты, рожь" и "Землянка". То-есть, они тоже строят "имидж" советскости, которая критикуется в фильме. То что именно для Вас такие песни почему-то не связаны асоциативно с советскостью -ну что-ж, это субьективное.
Кстати, а вот то что песня "символ трагического романтизма, некой несбывшейся мечты" я действительно никогда не слышал. Странная характеристика. Обычно эта песня символизирует приподнятость, оптимистичность, праздничность, и для большинства - откровенную официозность и фальшь...
"Только ненавистники всего советского любили порассуждать о том, что все оптимистически и светлые песни периода СССР были написаны из-под палки и являлись символами фальши и преслужничества. Не думаю, что Вы, казак, разделяете их взгляды"
- Я не разделяю их взгляды, но Вам не кажется что это Вы ведете себя как ненавистник когда поносите последними словами песни которые являются символами для многих советских людей? Не следует закрывать глаза на то что в народе пользуется популярностью, и не надо принижать народность. Это не совсем по-советски.
А вот мна кажется, что в песне "На поле танки грохотали" так как она звучит в фильме "На войне как на войне" есть БОЛЬШАЯ доля советскости, чем в Вашей песне. В Вашей песне есть лишь официозные и идеологические стороны советскости, а вот в песне "На поле танки грохотали" есть более глубокие психологические, социальные, исторические ее стороны. Так-же, стоит сказать что в песне "Широка страна моя родная" вся советскость лежит на поверхности - она О СОВЕТСКОСТИ, если можно так сказать, а вот в песне "На поле танки грохотали" советскость сущностно присутствует в каждом слове, хотя песня не О НЕЙ.
И кроме того, что это за зацикливание на "советскости"? Хорошие песни вообще не политичны, а широко человечны. Самые хорошие советские песни тоже широко человечны и являют собой прекрасные примеры высокого ИСКУССТВА а не ИДЕОЛОГИИ. Советская идеология НЕ СВОДИТСЯ к флагам, парадам, стройкам, пионерам и гимнам. Советская идеология затрагивает все стороны жизни человека, в том числе самые глубинные и а-политичные в принятом смысле этого слова. Недаром именно "Катюша" с ее народностью, задушевностью, приземленностью стала символом СССР по всему миру, а не песенки о пионерах и полетах. Советское искусство вообще и советское песенное искусство в частности сильны не тем каких высот точности они достигли передавая в песнях азы советской идеологии, а тем какой глубины и красоты они достигли переводя советскую идеологию на язык общих ценностей - искренности, чистоты, человечности, добра и наконец - красоты.
Главный вопрос связанный с советскими песнями отнюдь не "насколько они отражают величие, привлекательность, грандиозность, даже некую амбициозность советского исторического проекта", а насколько глубоко и подлинно они передают на языке музыки советские ценности.
Недаром советские композиторы всегда воспринимали с великой радостью и как высшую похвалу, когда им говорили что в народе их песни считаются народными.
Если советское искусство смогло перподнести советскость в таком образе, что он сливается с народным и становится безвременным и даже а-историческим, то это ВЕРХ его мечтаний, и его конечная ЦЕЛЬ.
"Главный вопрос связанный с советскими песнями отнюдь не "насколько они отражают величие, привлекательность, грандиозность, даже некую амбициозность советского исторического проекта", а насколько глубоко и подлинно они передают на языке музыки советские ценности."
=======================================================
Интересно.
1. Огромная популярность "На поле танки грохотали" во всех слоях населения говорит о том, что они все разделяют советские ценности?
2. А, по-Вашему, такие песни, как "Широка страна моя родная", вообще должны были писаться или нет? Они нужны были стране и миру? Они писались только из-под палки или же были созданы на основе глубокого внутреннего вдохновения? Или же только песни подобные "На поле..." должны были писаться и были продуктом искренного позыва?
Казак, я очень давно заметил, что Вы (кстати, эту позицию разделяет большинство людей) очень цените в песне интимность, глубокую задумчивость или же некую приземлённую лихость. Вы очень-очень тонко (почти кожей) и с отвержением чувствуете малейший элемент некой НАДчеловечности в музыке, некой даже АНТИ-интимности, как Вы совершенно точно сказали, экзальтированности. Вам сразу кажется фальшью любая монументальность, любая триумфальность, любая "римская" солнечность. Хочу сказать, что в этом сентименте Вы далеко не одиноки. Почти любой человек может понять "На поле танки..." (может быть даже по причинам, с которыми Вы будете не согласны), а вот понять стиль о котором я пишу, понять именно в том смысле, что найти в нём какие-то уникальные качества - это не каждый сможет.
1. Нет. Так-же как и не всякий кто любит и читает стихи Исаковского понимает насколько они советские и даже может быть враждебен советскости.
2. Я не говорил что не должны. Это не я начал проводить де-легитимизацию таких песен и не отрицал их "советскости", это Вы начали с де-легитимизации таких песен как "На поле танки грохотали" и отрицания их советскости.
Мне не кажется фальшью любая монументальность, любая триумфальность, любая "римская" солнечность. Опять же, мне кажется что это у Вас аллергия на все народное и заземленное.
Понять насколько все таки советская песня "На поле танки грохотали" и вообще понять всю ее глубину сможет тоже не каждый. А вот понять "советскость" таких песен как "Широка страна моя родная" может каждый. Жаль только что это самый простой и первичный пласт "советскости".
А Вам не кажется, что у нас, быть может, немного разные понимания "советскости"? Может из-за этого и весь сыр-бор?
Мне кажется, что у Вас "советскость" - это просто некий интимный гуманизм. Мне, однако, представляется, что это только часть советскости. Одним словом, я повёл себя довольно смело, покритиковав песню "На поле танки...", так как её просто "неположено" критиковать - как же, священная корова - не тронь! А вот песни типа "Широка страна моя родная" можно критоковать за "фальшь", за "надуманность", за "искусственность" - никто не пожурит особо.
Скажу за себя. Мне песня "Широка страна родная" ОЧЕНЬ нравится. Да, это моё субъективное мнение. А разве бывают иные? Я уже объяснил чем она мне нравится и по каким критериям. Сознаюсь даже в другом. Мне нравится "Широка страна моя родная", символически говоря, почти назло тем, кто такие песни всегда принижал и осмеивал. Ни один из жанров советской песни не был подвергнут такому мощному подтруниванию и всяким колкостям, как именно эти монументальные, торжественные, светлые молодёжные и праздничные марши. И чем больше над ними подсмеивались, тем больше я искал в них (в их лучших примерах) именно ту сердцевину, те элементы, из-за которых эти песни так не терпели их критики. Был и есть в них какой-то "ладан", от которого некоторые бегут как "черти". И мне кажется, что я нашёл для себя этот ладан.
На этом заканчиваю свои тирады и иду на отдых. :-))
"Мне кажется, что у Вас "советскость" - это просто некий интимный гуманизм"
- Да, и гуманизм. Вообще дело в том что для меня "советскость" это более широкий термин нежели идеология. Для Вас все вроде бы сводится к ней.
"На поле танки...", так как её просто "неположено" критиковать - как же, священная корова - не тронь!"
- Можно критиковать, но не так как Вы. Вы же просто ее с г***** смешали. Надо же иметь какое-то уважение к вкусам других людей, и к самой песне, наконец, которая действительно о сокровенном. Она о смерти солдата, который пал за советскую родину, а не о паровозиках и самолетиках, как Ваши песни.
Да, я знаю Вашу историю с такими песнями, и уважаю Ваш вкус, хоть и не согласен со всем. Но в этом случае нельзя же было не дать отпор после такой атаки на песню "На поле танки грохотали".
Я не понимаю, о чем вы все здесь спорите. Естетсвенно, нельзя оценивать песню с идеологической точки зрения. На этом же сайте есть совершенно бредовые произведения и есть музыкальные шедевры. Так же и писались они разными людьми, которые по-разному воспринимали коммунистическую идею. Наверное, среди них было много приспособленцев, допившихся до ручки, или испуганных по гроб жизни (две последние категории наиболее характерны для интеллигенции тридцатых-сороковых). И не обязательно самые хорошие написаны самыми идейными.
Но ведь так бывает везде и всегда. Творят тысячи, талантливым оказываются единицы.
Но, на самом деле собирать нужно все. Пусть сохранится. Вон американцы как сохраняют свою субкультуру 50-60 годов. Ну, ясно, у них вообще ничего своего нет. Но это не значит, что существует необходимость выбора. Просто собирать нужно все - и девятнадцатый век, и двадцатый. И серьезную музыку, и патриотические песни.