Поиск   По    
О Проекте Новости сайта Песни на CD-ROM Email Форум сайта English
 
 Наша Двадцатка
 Новинки
 Алфавитный указатель
 Авторы и исполнители
 Исторические периоды
    Дореволюционный
    Послереволюционный
    Предвоенный
    Великая Отечественная
    Послевоенный
    Оттепель
    Поздний СССР
 Тематические разделы
    Песни о Родине
    Советская лирика
    Песни о Труде
    Песни о городах
    Праздничные песни
    Морские песни
    Спортивные песни
    Пионерские песни
    Молодежные песни
    Песни о Вождях
    Песни о Героях
    Революционные
    Интернационал
    Речи
    Марши
    Военные песни
    Военная лирика
    Песни о ВОВ
 Плакаты
 Самодеятельность


 Друзья сайта:
    Александра Пахмутова
    Ретро Фонотека
    Старые газеты
    Старый песенник


 Реклама:
 

 





Привет форумчанам
Форум сайта
"Советская музыка"

Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме, непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.

НАЗАД
Страницы: 1 2 Следующая Последняя Без разбивки по страницам 
Тема
Вопрос к Прохожему
Автор: Сатурн     21.08.06 09:53  Сообщить модератору

Уважаемый Прохожий, а как Вы считаете, были ли более МОЛОДЫЕ композиторы, которые бы пытались продолжать или развивать именно традиционно-классический советский стиль в эпоху наступления попсы? В этом отношении, интересно Ваше мнение о творчестве А.Н.Пахмутовой -- что Вы считаете об истоках её песенного стиля, о том, какие именно традиции в советской музыке повлияли на её формирование, о том, как менялась её траектория?

Мне, например, кажется, что её песни конца 50-х гг (лучшие примеры - "Песня машиниста" и "Песня о тревожной молодости") - это что-то действительно НОВОЕ, но в то же время СВЯЗАННОЕ с классикой. Какая-та попытка возродить и продолжить стиль В.Белого, М.Коваля, В.Корчмарёва, З.Компанейца конца 20-х - начала 30-х гг. Как Вы считаете? А затем весь её "таёжный цикл" и "космический цикл" - это всё-таки не попса, а СОПРОТИВЛЕНИЕ попсе, но не в стиле архаики, а попытке как-то по-новому развить классический стиль. Как Вы считаете - удалось ей это?





Ответы
Сатурну
Автор: Прохожий  23.08.06 11:19  Сообщить модератору
Уважаемый Сатурн! Я ответил на Ваш вопрос в ветке комментариев к песне В.П.Соловьёва-Седого "С добрым утром, комсомольцы". Поэтому копирую сейчас оттуда сразу ДВА своих сообщения.
===========
"...Если считать "молодыми" композиторами А.Флярковского, В.Шаинского, Ю.Чичкова, И.Лученка и И.Шамо, то большинство их ЛУЧШИХ песен сделаны именно в "архаичном" стиле.
Ранняя Пахмутова сочиняла тоже в "архаичном" стиле - только шло это у неё не от Дунаевского, а от слегка подзабытых к тому времени композиторов РАПМ. Причём Вы совершенно точно указали ряд авторов, которые оказали на неё наибольшее влияние. В первую очередь, как мне кажется, это З.Компанеец, в несколько меньшей степени - В.Белый, и лишь в последнюю очередь М.Коваль с его тяжеловесно-монументальными сочинениями (стилистика которых мало менялась на протяжении всего периода творчества). Если уж на что и повлиял М.Коваль, то, пожалуй, на аккомпанемент некоторых песен Пахмутовой, но не на основные мелодические темы. Насчёт В.Корчмарёва (в смысле влияния на Пахмутову) однозначно сказать нельзя: его "Вперёд комсомольцы, вперёд краснофлотцы" - это вполне типичная РАПМовская вещь, но музыка из кинокомедии "Шуми-городок" (1940) однозначно напоминает Богословского, Милютина и Хренникова, а не композиторов РАПМ.
Попробую составить список песен Пахмутовой, которые мне представляются наиболее удачными (в порядке убывания качества).
1-й уровень качества (наиболее высокий): "Надо мечтать", "Машинист", "Город мой Воркута", "Слава вперёдсмотрящему", "Коммунизм - это молодость мира", "Песня о тревожной молодости", "Куба - любовь моя".
2-й уровень качества: "Молодеет вся планета", "Нас мечта зовёт, подруги", "Геологи", "Хорошо, когда снежинки падают", "Снегурочка", "Звездопад", "Главное, ребята, сердцем не стареть", "Что такое ЛЭП".
Однако попытки продолжать этот список ставят меня в тупик: далее пойдут песни довольно слабые, ранжировать их по какому-либо "качеству" всё более проблематично. Куда, например, отнести "ЛЭП-500", "Прощание с Братском", "Марчук играет на гитаре", "В земле наши корни"? Формально вроде и походят они на предыдущие, но уже "что-то не так".
Явно неудачными выглядят ещё более поздние песни, типа "Ты - моя мелодия", "Нежность", "Не зря тебя назвали москвичом", "До свиданья, наш ласковый Миша", "Команда молодости нашей", "Яростный стройотряд". Это какое-то шараханье между попсой и попытками повторить уровень песен начального периода творчества. Туда же, увы, попадает и цикл песен о Гагарине.
Неплохим исключением из этого ряда была песня 70-х гг вот с таким текстом: "Что нам годы, что уют. Нас надолго хватит. Молодые подпоют. Юные подхватят" (названия не помню). Хотя относительно удачным был только припев.
Заметным было влияние А.Пахмутовой на других композиторов. У И.Шамо есть две или три песни, напоминающие А.Пахмутову. Смутно помню текст наиболее известной из них, что-то вроде: "...плыви бригантина, плыви, раздувай паруса...", мелодия весьма походит на Пахмутову периода "ЛЭП-500". Довольно неплохое подражание Пахмутовой "среднего периода творчества" сочинил В.Левашов: песня называлась "Шесть орденов комсомола". Заметно походит на песни Пахмутовой ещё одна песня В.Левашова - к сожалению не помню ни названия, ни текста, но песня эта о строительстве БАМ. Некий не слишком известный композитор Пётр Полухин написал музыку к многосерийному телефильму "Люди и дельфины" (70-е гг.), среди песен была одна, написанная явно под влиянием мелодий Пахмутовой. Отзвуки пахмутовских мелодий прослеживаются и в песне Л.Лядовой из к/ф "Дальние страны" (начало 60-х гг.). Примеров можно найти ещё достаточно много. Таким образом, удачно найденный штамп постепенно перестал быть монопольным достоянием его создателя (создательницы) - этим штампом вовсю стали пользоваться другие авторы! Возможно, это и подтолкнуло А.Пахмутову существенно пересмотреть подходы к созданию новых песен. Однако успех ранних пахмутовских мелодий уже не был повторён, "поздняя" Пахмутова - совсем другой композитор."
==========
"...В дополнение к предыдущему сообщению назову ещё несколько заслуживающих внимания песен Пахмутовой (песни разной степени качества, без попыток "упорядочения").
"Я тебя люблю" (1957) - вот эта лирическая мелодия действительно удачна, такое вполне мог написать и "сам" З.Компанеец
http://www.pakhmutova.ru/mp3/ya_tebya.mp3
"Старый клён" (1961) - эта послабее
http://www.pakhmutova.ru/mp3/star_k_k.mp3
"Русская песня" (1968? - год на сайте указан неверно, по-моему немного раньше)
http://www.pakhmutova.ru/mp3/rus_pesn.mp3
"Хорошие девчата" (1961)
http://www.pakhmutova.ru/mp3/horoshie.mp3
"Смелость строит города" (1968)
http://www.pakhmutova.ru/mp3/smelos_h.mp3
"Девчонки танцуют на палубе" (1963)
http://www.pakhmutova.ru/mp3/devcho_k.mp3"


Прохожему: тоже копирую! продолжим здесь :-)
Автор: Сатурн  23.08.06 11:32  Сообщить модератору
Спасибо Вам огромное за такой пространный комментарий! Я рад, что мы с Вами сошлись в том, что корни пахмутовского, как я его называю, соцромантизма в пролеткультовских музыкальных эспериментах.

У меня есть пластинка с одним из самых первых музыкальных произведений Пахмутовой - оратории "Ленин в сердце у нас" 1957-го года. Я выкладывал из неё финальную песню со словами "Нас миллионы, юных и смелых..." (она на нашем сайте). "Песня о Ленинской библиотеке" тоже из этой оратории. По этим мелодиям сразу чувствуется, что формой своей да и содержанием (слова тут тоже не маловажны!) они резко отличаются от молодёжно-маршевых песен позднесталинского периода (за исключением, пожалуй, "Гимна демократической молодёжи мира" А.Новикова), ярким примером которых мог бы послужить "Марш советской молодёжи" С.Туликова или даже "Весенний марш" И.Дунаевского. Сразу "бросается в глаза" связь с "Взвейтесь кострами, синие ночи!" -- та же динамичность (в отличие от характерной для позднего сталинизма статичности и небольшой фольклорности), та же метафорика полёта, бури, языков пламени, одним словом, революционности и спонтанности (которой так не хватало во многих песнях позднего сталинизма -- как образчик тяжеловесности - см. "Партия - наш рулевой" В.Мурадели).

Все те песни, которые Вы классифицировали как первоклассные имеют какую-то интресную общую подоплёку. Говоря о "маршевых" из них, интересно отметить обильное использование духовых инструментов, особенно труб и горнов, которые не так уж часто использовались после войны. Эти песни - не торжественные марши, типичные для периода, а песни-призывы. Пахмутова всё-таки стала настоящей наследницей И.Дунаевского именно как композитор нового взрыва социалистического энтузиазма, но теперь связанного не с войной и подготовкой к ней, а с грандиозными хрущёвскими планами "строительства коммунизма". Я бы даже сказал, что всё то хорошее, что хрущёвская оттепель смогла разморозить нашло своё отражение в героико-романтических песнях Пахмутовой (в этом отношении "Весёлый ветер" Дунаевского безусловно повлиял на Пахмутову -- "Орлята учатся летать" всё-таки не состоялась бы без "Ветра").

Насчёт "таёжного цикла" я с Вами чуть не согласен. Мне кажется, что это была выдающаяся творческая удача Пахмутовой. "Звёзды над тайгой", "Геологи", "Усть-Илим", "Главное, ребята, сердцем не стареть", да и "Марчук играет на гитаре" - первоклассные песни. Нужно ещё добавить "Усталую подлодку", "Обнимая небо" и "Героев спорта". Мне кажется, что проблема ещё была действительно в том, КАК правильно их исполнить. Пахмутова собственноручно могла бы противостоять всяким бардам. Да, всё-таки вплоть до Олимпиады Александра Николаевна просто поражала способностью рождать оригинальные мелодии. "Шумят хлеба" я тоже бы добавил к её первоклассным песням.



Сатурну
Автор: Прохожий  23.08.06 12:53  Сообщить модератору
"Шумят хлеба" слишком напоминают "Журчат ручьи" Дунаевского из к/ф "Весна". Попытка каким-то образом "подправить" мелодию может лишь усугубить это сходство.
Насчёт "Таёжного цикла" должен с Вами согласиться. К песням, казавшимся когда-то "современными", постепенно привыкаешь - они начинают восприниматься лучше. Но так бывает лишь с сочинениями действительно добротными - по крайней мере не явно халтурными. Так, например "Лесорубы" Островского мне по-прежнему не нравятся, а вот к его же "Лунному камню" мой слух как-то притерпелся. Песни из "Дворового цикла" тоже оставляют сейчас уже скорее положительное, чем отрицательное впечатление - понравившаяся песня А.Билаша "Ясени" заставила как бы "по-новому вслушаться" и в похожие на неё мелодии А.Островского, разглядеть в этих мелодиях то, что не проглядывало через не вполне удачный аккомпанемент и "современное" исполнение. Несомненно, что оркестровка и стиль исполнения могут существенно изменить восприятие песни. Довольно сложно представить, как могла бы выглядеть "А у нас во дворе" в исполнении И.Шмелёва с оркестровкой В.Кнушевицкого - хотя мелодия для этого почти годится, это не выморочные "Лесорубы".
Хотел я написать про Пахмутову, а получилось про Островского. Перейдём к Пахмутовой.
Да, очевидными неудачами являются у Пахмутовой только некоторые из песен времён Олимпиады 1980 года. Кое-что здесь ещё можно поправить оркестровкой (а также принципиально другим, "не попсовым" исполнением), а какие-то из песен, быть может, даже "опередили своё время" - то есть их восприятие с течением времени будет улучшаться "само по себе". Поэтому я согласен с Вашей положительной оценкой ещё целого ряда песен Пахмутовой, написанных в 70-е годы и позднее.
Интересно было бы послушать "Походную кавалерийскую" - это была одна из самых первых песен Пахмутовой. На сайте композитора её нет.


Прохожему:
Автор: Грозин Вася  23.08.06 13:04  Сообщить модератору
Никак не могу согласиться с некоторыми Вашими оценками. Песня "ЛЭП-500", например, совершенно великолепна, целостна, она явление в советском песенном искусстве, жаль, что Вы не заметили.

Но вообще-то я хотел попросить у Вас запись (ссылку) на "Коммунизм - это молодость иира". В свое время на сайте Пахмутовой я ее не нашел, а сейчас сайт что-то тормозит.


Грозину
Автор: Cатурн  23.08.06 13:39  Сообщить модератору
"Коммунизм - это молодость мира" проходила у нас на самодеятельсности под названием "Это - мы", а на сайте Пахмутова она называется "Маршем молодых строителей". Но самой песни там нет.


Грозину
Автор: Прохожий  23.08.06 13:57  Сообщить модератору
Василий, ссылки у меня под руками нет, а достучаться до сайта с МОЕЙ скоростью (локальная сеть плюс прокси-сервер плюс медленные каналы связи) довольно сложно. По крайней мере, в данный момент сайт попросту не открывается.
Однако нет, всё-таки открылось!
Итак, ТЕКСТ песни "Коммунизм - это молодость мира" на сайте Пахмутовой находится под названием "Марш молодых строителей", звукового файла нет, нет даже Real Audio.
http://www.pakhmutova.ru/songs/youth.shtml#Марш%20молодых%20строителей
Рядом приведён тоже только ТЕКСТ ещё одной ранней песни Пахмутовой - "Марш юности".
http://www.pakhmutova.ru/songs/youth.shtml#Марш%20юности
Попытался вспомнить мелодию - ощущение такое, что песню я слышал, и не один раз. Словосочетание "упрямые вёсла" вспоминается чуть ли не обрывком какого-то хора! Но мелодии в целом нет - что-то слишком далёкое и не вполне отчётливое. Прямо хоть сам теперь её заново сочиняй (шутка)! Песня звучала в некоем "центральном парке культуры и отдыха" из репродуктора - в конце 50-х гг. Но я из тех времён довольно хорошо помню "Так нам сердце велело" А.Островского и "Мы - Комсомолия" С. Агабабова - песни эти безнадёжно потеряны. Даже "Хорошо шагать пешком" О.Фельцмана на сайте композитора упоминается в числе "ненайденных".
По поводу "ЛЭП-500". Вполне согласен, не так уж и плохая песня. Оставляющая далеко позади всевозможные олимпийские "хиты".


Прохожему и Сатурну: Большое спасибо!
Автор: Грозин Вася  23.08.06 14:02  Сообщить модератору



Прохожему
Автор: Ляксей  23.08.06 23:18  Сообщить модератору
Уважемый Прохожий, а не могли бы вы столь же точно и интересно прокомментировать творчество чисто эстрадных композиторов? Например Тухманова или Антонова. И как вы в целом относитесь к Советской эстраде 60х - 70ж?.


Ляксею
Автор: Прохожий  24.08.06 14:32  Сообщить модератору
Уважаемый Ляксей! Творчество "чисто эстрадных" композиторов, а тем более 70-80 гг, комментировать не так-то просто. С мелодией у этих композиторов вечные проблемы, основное внимание всё больше обращается только на так называемый "ритмический рисунок". В тех же случаях, когда мелодия всё-таки есть, обнаруживается довольно много осознанных и неосознанных заимствований из советской песенной классики - причём уровень этих заимствований невысокий. Ну вот, например, есть у Ю.Антонова песня "Я буду долго гнать велосипед...". Однако первое, что приходит на ум при звуках этой мелодии: "На радость нам живёт товарищ Сталин, Наш мудрый вождь, Учитель дорогой...". Причём песня Ю.Антонова выглядит по сравнению с этим легко узнаваемым классическим "прототипом" заведомо вторичной, неинтересной. Когда А.Пахмутова написала свою знаменитую "Песню о тревожной молодости" (мелодия которой навеяна не менее известной "Песней былых походов" З.Компанейца) - это совершенно другой уровень, тут вообще не приходится говорить о каком-либо заимствовании!
Совершенно неинтересен Ю.Саульский в 70-е годы и позднее. Явные заимствования у него разглядеть труднее - но ведь практически нет и мелодии! Длительное раскручивание его песен в радиотелеэфире немного помогает - однако у публики окончательно портится слух: вдоволь наслушавшись "творений" Ю.Саульского слушатель всё больше перестаёт различать мелодию от "не-мелодии". То же самое можно сказать и по поводу О.Фельцмана.
Мелодия зато иногда имеется у Р.Паулса - однако налицо опять-таки заимствования (правда на сей раз не у отечественных, а у зарубежных композиторов).
Е.Крылатов переписывает мелодии у Эндрю Ллойда Уэббера: "Колыбельная медведицы", "Погибшие в небе за Родину" а также одна из песен в к/ф "Чародеи" довольно схожи с некоторыми мелодическими темами Уэббера.
С.Пожлаков в 70-е гг, что называется, "исписался": в самых ранних своих песнях ("Человек из дому вышел", "Первые шаги") он ещё чем-то похож на позднего А.Островского, но от песни к песне даже этот первоначальный уровень постепенно падает.
В.Шаинскому, как ни странно, иногда удаётся сочинять в более или менее "классическом" стиле. Заимствования у него не грубо-примитивные: мелодии кажутся сравнительно "новыми", но в то же время вполне приемлемо ложатся на слух.
В.Чичков нашёл себе подходящую "нишу" в виде песен для пионеров и школьников. Действительно, благодаря самому факту наличия этого жанра (и определённому консерватизму руководителей детских хоров) к откровенной попсе Чичков не скатился, многие песни вполне достойные.
Но вообще, тема песен 70-х гг (и позднее) - слишком обширная. Проанализировать все складывавшиеся в тот период тенденции "с ходу" нельзя. Важной особенностью этого периода является также и то, что писалось композиторами одно, но широко исполнялось зачастую совсем другое! То есть песни, казалось бы, вполне достойные широкого исполнения в радиотелеэфире, почему-то напрочь выпадали из поля зрения радиоредакторов (например, поздняя песня С.Заславского "След на земле"). И в то же время интенсивно раскручивались откровенно слабые сочинения некоторых "молодых композиторов", якобы "подающих надежды".


Спасибо
Автор: Ляксей  24.08.06 14:59  Сообщить модератору
Одна поправка. "Я буду долго гнать велосипед" это не Антонов, это Барыкин (действительно довольно бездарный).

И один вопрос. Считаете ли вы, что качество песни определяется только мелодией. Можно ли создать прекрасную песню со слабой мелодией? Не всегда ведь есть заметные мелодии в народных песнях, а в наше время в авторских. Почти нет мелодий у Высоцкого, тем не менее многие его песни все же песни а не стихи. Может ли быть, что мелодия слабая, а песня, как художественное целое состоялась?


Дополнение
Автор: Ляксей  24.08.06 15:09  Сообщить модератору
Стоит все же немного реабилитировать и Барыкина. Он вполне мог никогда не слыхать песню "Для нас открыты солнечные дали". Этот вариант более вероятен, чем иной. Эта песня не звучала по радио и ТВ, не выходила на пластинках и т.п. Барыкин, конечно, мог услышать ее от кого-то или на старой пластинке, но этот вариант менее вероятен..


Ляксею
Автор: Прохожий  24.08.06 15:34  Сообщить модератору
Песня при не вполне удачном тексте, но качественно сделанной мелодии, всё-таки может состояться именно как песня (а не как оркестровая пьеса). Текст иногда может быть доработан, "доведён до ума" другими авторами. Важно отметить, что песня не становится при этом "другой песней" - потому что мелодия сохраняется полностью в первоначальном виде.
Но Вы задали вопрос по поводу "противоположного" случая, то есть, когда текст удачен, а мелодия - нет. Конструкция мелодии сложнее конструкции стихотворного текста, безнаказанно заменить одну-две ноты (и сразу сделать мелодию "хорошей") вряд ли удастся. Мешают многочисленные интервалы, которые должны определённым образом соблюдаться как между отдельными нотами, так и их последовательностями (так называемыми "ладами"). Сконструировать мелодию - это по сложности примерно то же, что сочинить стихотворение с многочисленными "внутренними рифмами". Так что без какого-то знания теории музыки это вряд ли может получиться как следует. Интуиция тут не поможет (хотя бывают "природные таланты", догадывающиеся, как должна выстраиваться мелодия как раз вот именно "по интуиции"). Поэтому, скорее всего, вместо песни, оказавшейся "неудачной", со временем неизбежно будут появляться новые, то есть совершенно иные, НЕЗАВИСИМЫЕ ДРУГ ОТ ДРУГА варианты мелодии. Хорошо известным примером является "Гренада". Существует несколько РАЗНЫХ песен, абсолютно друг на друга не похожих - хотя и на один и тот же текст.
Случай Высоцкого - нестандартный. Его песни в некоторых случаях не являются песнями в полном смысле этого слова, это так называемое "творчество бардов".


Ляксею
Автор: Прохожий  24.08.06 15:37  Сообщить модератору
В самом деле, Барыкин вполне мог НИКОГДА НЕ СЛЫШАТЬ этой песни!


Прохожему
Автор: Ляксей  24.08.06 16:57  Сообщить модератору
Но Вы задали вопрос по поводу "противоположного" случая, то есть, когда текст удачен, а мелодия - нет.\\\\\\\\\\\\\
Не совсем так. Какие вообще составляющие песни делают ее удачной, по вашему мнению? Бог с ними, с бардами (хотя многие песни Высоцкого, это все же песни, а не стихи. Их не читают, как стихи. Их слушают и поют, как песни)
Но вот две песни "Окрасился месяц багрянцем" и "Раскинулось море широко". Примитивная и почти одинаковая мелодия, не сказать, чтоб очень сильные тексты. А песни живут много лет, исполняются, записываются, поются. Одновременно эабыты многие песни с блестящими мелодиями, с отличными текстами. Почему живут эти?


Если позволите, несколько слов уважаемым Прохожему, Сатурну и Ляксею !
Автор: Бормотун  25.08.06 00:17  Сообщить модератору
Мне очень приятно и интересно читать ваши размышления. Чувствуется, что вы все прекрасно знаете историю советской музыки. Но мне тем более непонятен ваш подход к оценке "качества" песни. Об этом же говорит и последний вопрос Ляксея. Как получается, что песни замечательные и распрекрасные по вашему мнению забываются и исчезают, а песни "никакие" живут десятилетиями и даже дольше?
Понимаете, можно долго говорить о воспитательной роли искусства, о соотношении мелодии и текста, об отсутствии выдающихся мелодистов, но в конечном итоге мы всё равно вернёмся к вопросу - кому адресована песня и попала ли она в цель. Песни упомянутые Ляксеем просто гармоничны в своей простоте и цепляют за какие-то струны именно русской души. Вот и всё. Если вульгаризировать до предела, то просто сочетание звуков и ассоциаций, рождаемых текстом, и есть " мотор" любой песни. При этом в понятие " звуки" я вкладываю и собственно ноты, мелодию и исполнение, вплоть до тембра и интонаций. Если каким-то необъяснимым образом это складывается в одно целое, то самая дурацкая во всех смыслах песня может прожить в десятки раз дольше самой замечательной.
А ценность авторов песни, на мой взгляд, определяется не их образованностью и знанием законов музыки и стихосложения, а тем, насколько их собственные душевные струны, звучащие в момент творчества способны срезонировать в душе аудитории, к которой они обращаются.
А теперь представьте, что названные вами композиторы сейчас бы писали в той же замечательной, по вашему определению, манере. Много бы отклика они получили. Человек изменился. О роли художника говорить не будем. Чтобы воспитывать общество нужно быть гением. Но скажите, что для своего времени Зацепин был плохим мелодистом, а, к примеру Рыбников, для своего, только потому что они уже писали по-другому. И примеров таких много. Просто , к сожалению, спрос диктует предложение не только в сфере потребления.


Просьба к Прохожему
Автор: Сатурн  25.08.06 08:00  Сообщить модератору
Уважаемый Прохожий, не могли бы Вы составить небольшой список из "комсомольско-молодёжных" песен 50 - начала 60-х, которые вы считаете интересными (с точки зрения мелодии в первую очередь), но которые пока-что отсутствуют или "не найдены"? Вот Вы упоминали песни Агабабова, Пахмутовой и т.п. Не могли бы продолжить? Меня этот жанр очень интересует, особенно с мелодийной точки зрения. Думаю, что в радиофондах эти вещи обязательно должны быть. Спасибо заранее! Уже предвкушаю Ваш подробный и детальный ответ! :-)


Прохожему
Автор: Сатурн  25.08.06 12:58  Сообщить модератору
Да, совсем забыл пахмутовскую "Надежду"! Представляете, если бы её спел, скажем, Иван Шмелёв в сопровождении оркестра Кнушевицкого? :-)


Сатурну
Автор: Прохожий  25.08.06 16:05  Сообщить модератору
Да, пожалуй, что пахмутовская "Надежда" всё-таки не для Шмелёва с Кнушевицким. Всему своё время! И с этой точки зрения прав во многом тов.Бормотун.
Насчёт названий старых песен. Ну вот, например "Марш юности". С таким названием у кого только не было песен. И у Цфасмана, и у Пахмутовой, и даже у упоминавшегося только что Зацепина. Песню Цфасмана разыскал кто-то, на сайте композитора она есть, а две другие канули в небытие.
Насчёт забытых композиторов. Вот, например, была песня со словами "... землю нашу оживим в Сумгаите мы..." - среднего качества, третьесортная, заурядная, совершенно ничем не выдающаяся - это тогда. А сейчас шут её знает, может по сравнению с современными она и покажется терпимого качества. Хотя вряд ли. По мелодии это мог быть кто-то вроде К.Караева, Т.Кулиева, А.Бабаева - но менее известный.
Вот была ещё песня А.Островского "...Зашагай с нами рядом песня, Веселее песня звучи, Ты подружка с нами вместе Комсомольскую путёвку получи...". На сайте композитора её нет, в числе разыскиваемых тоже не упоминается. Мелодию я отчасти помню. Чем-то напоминает даже Пахмутову ("Молодеет вся планета") - однако песня эта явно не выдающаяся.
Ранний В.Шаинский - "Песня мира и дружбы" (в соавторстве с М.Иорданским). "...бомбой не сломить мир могучий. Люди любой страны Помнят пожар войны...". Среднего качества песня, я не обращал на такие внимания, но спустя годы восприятие меняется. Мелодию помню смутно, она достаточно шаблонная.
Ранний Аедоницкий: "Сады шумят", "Зовут гудки", "Партийное поручение". Все три песни есть смысл разыскать.
Л.Лядова "...Над нашей планетой Встаёт коммунизма заря И звёздной ракетой летит эстафета Страны Октября..." - это 1962 год примерно. Ещё одна, более ранняя песня Л.Лядовой "...Сибирь, Сибирь, люблю твои края...". Обе песни неплохого качества, весьма напоминают не Лядову, а скорее В.Мурадели.
М.Фрадкин "Геологи-работяги" - песня напоминает А.Пахмутову. У "ностальгистов" не упоминается даже в числе разыскиваемых.
Б.Савельев "Песня о будущем" (кажется, из какой-то его оперетты): "...о будущем надо мечтать, Мечтали о нём веками. Но лучше его создавать Собственными руками..." - песня представляет собой весьма слабое подражание Дунаевскому.
Был ещё такой своеобразный композитор Ю.Стржелинский - вот этого всего бы надо обязательно разыскать и собрать! Это композитор-"классицист", никогда не писавший в "современной манере", сочинявший песни преимущественно партийно-патриотической тематики - к сожалению, в большинстве своём довольно шаблонные (хотя были и отдельные сравнительно удачные вещи). Было у него что-то и про целину, и про космос, и про многое другое. Одна из его песен не так давно была выложена кем-то в Самодеятельности: "...Ты комсомолец - да, Давай не расставаться никогда...".
Всё-таки память - дырявая штука. Без "подпитки" любая информация так или иначе теряется, обесценивается, становится бессистемной. Именно бессистемной, потому что приоритеты "важного" и "не-важного" зачастую становятся хаотическими. Вот например Д.Прицкер сочинял в 50-е годы иногда совсем неплохие лирические песни. Они звучали по радио, пели их известные певцы - сейчас я не вспомню ни одной. Хотя композитор не хуже Г.Носова. Но ведь всё потеряно, композитора как бы "не существует", остались от всего его творчества одни "Белокрылые чайки", да ещё "Пионерская железнодорожная". От Ю.Бирюкова осталась "Тишина за Рогожской заставою", хотя были и другие его песни из кинофильмов. Песни эти не были шедеврами, но ведь являлись более или менее общеизвестными - а теперь словно перестали существовать. Я их не помню. Даже очень известная когда-то песня Ю.Бирюкова "Здравствуй утро рабочее" считается теперь ненайденной. Вы, Сатурн, могли её в детстве слышать - изредка она звучала по радио почти до 80-х гг.


Прохожему
Автор: Cатурн  25.08.06 21:40  Сообщить модератору
Уважаемый Прохожий, как всегда, примине ОГРОМНУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ! Отвечу Вам чуть позже. А вот такая опять небольшая просьба -- не могли бы Вы хотя бы бегло просмотреть тексты песен Блантера, которые я выложил в другой ветке и попытатся вспомнить какие из них Вам знакомы?


Прохожему
Автор: Сатурн  26.08.06 05:39  Сообщить модератору
"Вот например Д.Прицкер сочинял в 50-е годы иногда совсем неплохие лирические песни. Они звучали по радио, пели их известные певцы - сейчас я не вспомню ни одной. Хотя композитор не хуже Г.Носова. Но ведь всё потеряно, композитора как бы "не существует", остались от всего его творчества одни "Белокрылые чайки", да ещё "Пионерская железнодорожная". От Ю.Бирюкова осталась "Тишина за Рогожской заставою", хотя были и другие его песни из кинофильмов. Песни эти не были шедеврами, но ведь являлись более или менее общеизвестными - а теперь словно перестали существовать."
==========================================================

Уважаемый Прохожий, а вот в этом-то и вся, как говорится, и загвоздка! Почему так произошло? Почему в один временной период эти песни переполняли эфир, а потом просто исчезли, причём исчезли практически напрочь? Я до сих пор никак понять этого не могу до конца. Пройдёмся бегло по вероятным причинам.

1. Песни были явно некачественными и даже уродливыми с эстетической точки зрения.

2. Песни являлись тематически ограниченными текущими событиями и поэтому с политической и идеологической точки зрения были "однодневками" (то есть, в песне, скажем, поётся о целине или о строительстве каких-то гидроэлектростанций и она, якобы, не имеет длинной жизни вне контекста своего появления).

3. С прорывом в советскую песню попсовиков-композиторов и попсовиков-исполнителей, нужно было создать "музыкальную территорию" для их творений. И это часто достигалось при помощи массовой ликвидации "песен прошлого" (такая, своего рода, война поколений, когда "молодые волки" перегрызают горло своим "немощным" предкам, чтобы ускорить их отход в мир иной). Тут ещё сыграло свою роль появление телевидения и его очень быстрая "оккупация" попсовиками (естественно, более старые композиторы по своему естественному консерватизму не могли с лёгкостью встроиться в новую теле-культуру).

Вот у меня есть набор дисков с "голубыми огоньками" 60-х гг. Во всех "огоньках" принимают участие А.Островский, С.Туликов, В.Мурадели, А.Пахмутова, А.Флярковский, О.Фельцман. Несколько раз приглашались Ю.Милютин и А.Долуханян. Никогда в них не принимали участия М.Блантер, Д.Покрасс, К.Листов, Г.Носов, В.Соловьёв-Седой, Б.Мокроусов. Ведь это что-то всё-таки говорит о том, как чувствовали себя эти композиторы в новую теле эпоху.

Интересно, что ещё в советский период (то есть до развала 1991-го года, да даже и до перестройки) "старые песни" стали пропадать и исчезать. Не мне Вам об этом рассказывать, так как Вы жили в тот период и внимательно следили за тем, как менялся даже идеологически выдерженный репертуар, исполняемый по радио. Но любопытно другое. Уже при Брежневе произошёл какой-то странный неформальный "отбор" и разделение "старых" песен на те, которые постоянно исполнялись и были на слуху и те, которые полностью (или почти) исчезли. И в последнюю категорию вошли далеко не только песни о Сталине и его железных наркомах и не только военно-строевые, полулюбительские песни военного периода! Скажем, "В лесу прифронтовом" и "Песню о Щорсе" Блантера довольно часто передавали по радио -- они были наслуху. А его же "Московский марш" или "Вечерняя песня" (о которой в книге А.Н.Сохора, "Русская советская песня" 1959-го года сказано, что она, вместе с "Вечером на рейде", "Заветным камнем" и "Скалистыми горами", была одной из лучших военно-морских песен времён войны!) исчезли. Понимаете, качеством или политически и идеологически непригодным текстом тут не объяснить ситуацию. Я действительно просто не могу понять вот тех критериев отбора тех "старых" песен, которые должны были продолжать жить и тех, которых нужно было захоронить навеки вечные.

Вот возьмём опять-таки песни А.Островского, о которых Вы упоминали - "Так нам сердце велело" и "Зашагай с нами рядом, песня". Не думаю, что они по словам были непригодны для исполнения в более поздний период. Не думаю также, что они по качеству сильно уступали другим его песням схожего плана ("На то нам юность дана" или "Комсомольцы - беспокойные сердца"). Но вот последние остались "в живых", а первые "отошли в мир иной" (и главное, что не просто отошли, а отошли так, что их нигде днём с огнём не найдёшь). Вот чего я никак не могу понять и чему я никак не могу найти убедительного объяснения. В середине 90-х в течение буквально двух месяцев такой репертуар чудом стал появляться на Радио Ретро (там-то я и достал многие раритеты, которые выкладывал -- "Чудо-городок", "Как на зорьке", "К дальним планетам", "Песня молодости", "Праздичная молодёжная", "На разъезде", "Мне исполнилось тринадцать", "Мы идём по стране" и проч.) Это говорит о том, что в радиофондах всё это есть и в прекрасном качестве. Вопрос: почему же уже в 70-е годы это становилось редкостью?


Страницы: 1 2 Следующая Последняя Без разбивки по страницам 


Добавить ответ:
Ваше имя/ник:

Ваш email:

Ваш пароль:
Запомнить пароль    Как зарегистрироваться?
Тема:

Текст сообщения:




НАЗАД



© CopyLeft Lake, 2001 - 2024