Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
С детства советская пропаганда мне внушила, что в скором времени наступит коммунизм, и все люди будут друг другу: Друг, Товарищ и Брат. Последнее слово меня, правда, настораживало. Причем тут "брат", когда одновременно признается понятие "Классовой борьбы"? Если есть Брат, то нет Классовой борьбы, а если есть Классовая борьба, то нет ни Брата, ни даже отца (см. миф. пример Павлика Морозова).
Вот в таких противоречиях прошло мое детство.
Но мне хотелось, чтобы наступило это светлое завтра, когда не надо будет вдевать замки в заушины дверей, когда люди перестанут заниматься накопительством и грести под себя.
Но время шло. Последние два обстоятельства очень ярко проявились в брежневскую эпоху. Для меня человеком светлого коммунистического завтра, готовым положить жизнь за други своя, стал А.Д. Сахаров.
Брежневский коммунизм с его очередями за золотом и взятками за автомобили, отвратительными комсоломонцами стал для меня отвратителен.
Он погребен под обломками истории, и значит, так думал не один я.
Ельцин его подмел.
Но мечта о Братстве человечества не исчезла. Я, конечно, стал еще в брежневские годы христианином, то есть человеком, который трезво смотрит на ближнего.
Но понятие "человек светлого коммунистического завтра" для меня осталось.
Уважаемые форумчане, кто-нибудь думал похоже? Очень интересует.
Вопрос непростой, но и не настолько сложный, чтобы им не заниматься.
Интересно проследить тут зависимость от того, как человек себя позиционирует по отношению к миру и другим людям. Как возникает сам этот конфликт с миром, почему противостояние с людьми вообще становится нормой, а не крайностью.
Ведь выпячивание индивидуальной свободы и навязывание "толерантности" означает признание разобщенности и противостояния людей в качестве нормы, неизбежности общественной жизни, а не ее эксцесса.
"Господи, помоги мне изменить то, что я могу изменить,
пройти равнодушно мимо того, что я изменить не могу,
и отличить одно от другого"
Это гадкая молитвочка такая. Что он может изменить? Маловато-с, и то с помощью господа. То-есть по идее он что-то и должен мочь изменить и это понимает, но даже на это ему нужна ужасная помощь, чтоб еще и не свернуть на половине пути, чтоб достичь хоть каких-то результатов, сделать хоть что-то. То-есть, ему господь нужен чтоб быть минимально нормальным человеком. Твари дрожащей нужна большая помощь чтоб изменить то что она сама может изменить. Главное, тут не написано "господи, сделай так чтоб я захотел изменить это". Нет, это опасно. Этого не надо, понимания и настоящего желания не надо. Просто господь должен помочь какой-то тупой силе бездумно привести к чему-то положительному, и дать ей минимальную долю разума чтоб не начинать делать то что она сделать по определению своему не может. А что это она изменить не может? Ну, конечно, большие, серьезные вещи. Куда уж твари дрожащей изменить что-то в большом маштабе. Нет, о изменениях в большом маштабе надо забыть. И не только забыть о возможности изменения, а быть полностью равнодушным и слепым. Просто закрыть глаза. Господь тут должен помочь человеку избавится от человеческого, слишком человеческого, дабы оно не мешало ему. Конечно, в этом контексте понятно какие вещи он думает что может изменить - самую малость, самые меленькие, простые вещи, "добрые дела", одолжения. Это молитва тупово и набожного христианина средних веков - такого что равнодушно смотрит на произвол, насилие, беззаконие и несправедливость вокруг себя, понимает что это сфера с которой у него быть связи никакой не должно и даже мнения никакого быть не может, который боится своих же чувств по отношению того что происходит, боится того что он случайно в что-то влипнет, и просит бога сделать так чтоб он был от греха подальше, но мог бы продолжать так же смиренно давать молоко и хлеб страждущим, давать им ночлег, чтоб он так же продолжал помогать им и делать свой христианский долг, не свернув с пути праведного.
Короче, страшная и леденящая молитвочка, наводит лично на меня тихий ужас.
На С, я вам уже один раз сказал оставить меня в покое со своими личными оценками. Если хотите иногда сказать только по делу какой-то аргумент связанный с тем что я сказал, то делайте это точно и сдержанно, не сходя на личные линии. Понятно? Вы меня начинаете раздражать.
Вопрос, конечно, интересный... Вы никогда не читали интервью и прочих выступлений Бориса Натановича? Ну, вот выдержки только одного из них:
«социализм – дерьмо». (Это его и брата оценка социализма вообще)
«Мы были абсолютно уверены, что умрем в этом топком вонючем болоте». (Это, как Вы понимаете, про СССР в частности)
«Корр: - Если бы Вас избрали в Думу, к какой фракции Вы бы принадлежали?
БН: - Наверное, к СПС. Там максимальная концентрация политиков, которые мне симпатичны.» (то бишь, по сути, политическая платформа на нынешнем этапе - в одной куче с Каспаровым и Хакамадой, большими поклонниками коммунистической идеи)
Думаю, едва ли есть спорные мнения об антикоммунистической направленности СПС?
Вообще-то это совершенно другая тема. Я ее коснулся только для того, чтобы подчеркнуть феномен создания ими удивительно притягательного образа человеческих отношений в рамках коммунистической утопии или как минимум внеденежно-вещевых отношений - этот мир был ими создан до того, как они "прозрели".
Меня всегда интересовало, действительно ли антисоветчик убежден в том, что говорит, или "немного преувеличивает", оправдывая это демоническим образом "совка".
Когда антисоветчик говорит, что в его деревне двоих мужиков арестовали и направили на спецпоселение, то он убежден в том, что он говорит. А насчет страха всех остальных жителей деревни последовать за ними он может и немного преувеличивать. :)))
Я ведь имел в виду вообще-то свою детскую готовность следовать во всем лозунгам - и неонднократно и довольно конкретно сталкивался с вещами совершенно другого рода, которые не могут быть устранены, а следовательно, коммунизм не может быть построен. Как и рай на земле. В силу несовершенства человека. Христианство учитывает несовершенство человека. А коммунизм не хочет учитывать. Но люди светлого коммунистического завтра были, есть и будут.
Тов. Сатурн. Конечно, мы обмениваемся личными впечатлениями.:)))
Тов. НаЭс. А с тов. Казаком мы и не думали ругаться. Мне как раз очень нравится то, что он пишет. Это и есть диалог.
Мы, те кто был в ней (в стране)счастлив - даже не подозревали, что свое счастье нужно защищать, держаться за него
зубами и ногтями.
Не хотелось бы тут наводить антагонистических противоречий, но тому анониму я бы напомнил, что "они" дрались за чужое счастье: в Эфиопии, Сомали, Вьетнаме, Кубе, Венгрии, Чехословакии и т.д. А про свое забыли.
Неудобно как-то, господа журава, как говорилось в одном тексте тоже неизвестного автора.
Вася, человек говорит о детстве. Детство вообще можно сделать несчастным - надо, чтобы сложились неблагоприятные семейные, природные или политические условия. А если мирная и относительно сытая жизнь - вот и готово счастливое детство. Как у вас, у меня и у других форумчан, так сказать, в возрасте.
Но почему, скажите мне, когда я себя объявил себя марксистом в 1977 году, на меня смотрели ВСЕ как на зачумленного? Значит, к тому времени общественное сознание его изжило?
То есть ностальгисты по СССР так и не поняли, как же его надо было защищать.
Я бы им задал вопрос: какими методами? И не распался бы он от этих методов еще раньше?
А тот анонимный автор, которого вы пространно цитируете, что, считает, что сейчас в России ни у кого нет счастливого детства?
Товарищ Корочкин, вот вы всё время говорите: "люди коммунистического завтра". А коммунизм вам не нравится. Несовершенство людей не учитывает, и в остальном.
Откуда тогда название такое? Значит, получается, что ваше "завтра" (лучший его вариант) всё-таки должно быть коммунистическим, а не другим. Просто ваш вариант коммунизма отличается от того, что было при товарище Сталине, например, или во все последующие годы, на которые вы всё время ссылаетесь. А какой тогда у вас вариант коммунизма, может мы об одном и том же говорим? Все ж, которые ностальгируют, не говорят, что прошлое надо возвернуть именно в том варианте, который был, могло ж быть и лучше...о покойниках опять же у нас плохо не говорят, и всё такое...
Может в конце-концов получилось бы и вам огурцы с друзьями есть, и кому-то там другому бороздить космические пространства,? А у вас всё время в вопросах дух противоречия, или почти всё время. Я где-то слышал, что правильный интиллигент должен постоянно находиться в оппозиции - это как раз ваш случай?
Хотя мне больше всего про "лучший вариант завтра" интересно, кто как его себе представляет. Может я даже наберусь смелости и открою новую такую тему...
" Когда антисоветчик говорит, что в его деревне двоих мужиков арестовали и направили на спецпоселение, то он убежден в том, что он говорит. А насчет страха всех остальных жителей деревни последовать за ними он может и немного преувеличивать. :)))"
=======================================
Это вы о чем? Кого, когда и за что "арестовали и направили на спецпоселение"?
В шестидесятых?
"Вопрос, конечно, интересный... Вы никогда не читали интервью и прочих выступлений Бориса Натановича?"
================================
Видал в девяностых выступление Бориса Натановича по ТВ. Довольно умеренное и довольно антибуржуазное.
"«социализм – дерьмо». (Это его и брата оценка социализма вообще)
..."
================================
Что и говорить, слова гаденькие. Только всю ли позицию они представляют, и что за ними стоит, кроме ВРЕМЕННО обманутого интеллигента-обывателя, одного из миллионов?
Дело в том, что очень многие неглупые люди, оболваненные професионально разработанными лжеидеями, на какое-то время оказались глупее куда менее продвинутых. Возможно, кто-то из них до сих пор не хочет себе в этом признаться.
"Дело в том, что очень многие неглупые люди, оболваненные професионально разработанными лжеидеями, на какое-то время оказались глупее куда менее продвинутых. Возможно, кто-то из них до сих пор не хочет себе в этом признаться."
Это именно то, что я о Вас думаю. А вдруг это правда? Ведь история кончины СССР именно на это намекает.
Всмысле Сталинградский. Где он?
А также где Алекс? Который молодой возмутитель спокойствия.
Он же заместитель Сталинградского по партийной линии
Где они?
Дело тут вот в чём. Советский Союз, советский социализм, в том виде, в котором они исторически сложились, имели массу недостатков, МАССУ. Признать это - вовсе не быть антисоветчиком. Другое дело -- с какой целью признавать: чтобы разрушить, погубить, заменить чем-то неадекватным, но достаточно скрываемым ИЛИ улучшить, развить, преодолеть? Настоящие социалисты, настоящие патриоты СССР должны были бить в набатный колокол ещё при существовании советского строя. Драка-то была не столько о статусе кво, сколько о том, что должно придти ему на смену! В критике советского строя (если таковая и была, а я считаю, что Стругацкие критиковали далеко не только СССР, а вообще определённые состояния человеческой организации) нет ничего автоматическти антисоветского, нужно смотреть ЧТО ЭТО ЗА КРИТИКА!
"Это именно то, что я о Вас думаю. А вдруг это правда? Ведь история кончины СССР именно на это намекает."
=====================================================
Моя версия разрушения СССР объясняет факты наилучшим образом, притом и факты нынешние.
Ваша версия, на мой взгляд, фактами не подкрепляется.
Я пожалуй усомнился бы в правоте советского строя, если бы не вопиющие достижения постсоветского.
Несмотря на то, что НИЧТО из того, что я когда либо пишу, не даёт Вам сделать вывод, приведённый выше, Вы его всё-таки сделали. Это Ваш выбор. Он больше говорит о Вас, нежели чем обо мне.
Вам непонятны люди, которые пытаются докопаться до истины. Вам непонятны их мотивы. Я уже говорил, что Вы намного ближе к, например, Сталинградскому (с его восприятием любой критики как оскорбления и поношения), чем Вам покажется. Вы демонстрируете то, что Вы - самый грубый материалист, которого я когда либо встречал: желудок набит - "слава царю-батюшке"!, желудок пустой - "долой тирана!". Я очень ценю возможность заниматься поиском истины. Но эта благодарность за эту возможность не является причиной ей не пользоваться.
"Что они и делали, но было это далеко не безнаказно. Они рисковали ВСЕМ. А Вы -- чем?"
------------------------------------------------------------------------------------
Не понял. Это Вы о ком?
С человека коммунистического завтра пришли к обсуждению эволюции братьев Стругацких. Можно, конечно, спорить, наполовину ли стакан пустой или наполовину полный... Пусть каждый сам почитает откровения БН и сделает выводы о его воззрениях. Для меня крайней точкой его падения стала либерально-сервильная провокация под названием "Жиды города Петербурга". Не имеет права талантливый человек опускаться до столь бездарной агитки.
Поэтому мне больше интересно, что питало их творчество, когда они писали о коммунистическом будущем. И мне интересны их не постсоветские, а прежние метания, в которых они вполне предугадали сегодняшнюю ситуацию:
"Они не знают, что сильные этой планеты считают их лишними, жалкой ошибкой. Они не знают, что сильные, занятые своей непонятной всепланетной деятельностью, уже нацелились в них тучами управляемых вирусов, колоннами роботов, стенами леса. Они не знают, что все для них уже предопределено, что будущее человечество на этой планете - это партеногенез и рай в теплых озерах и, что самое страшное,
историческая правда на этой планете не на их стороне, что они являются
реликтами, осужденными на гибель объективными законами, и что помогать им
- означает на этой планете - идти против прогресса, задерживать прогресс,
на каком-то крошечном участке его фронта... Но только меня не это
интересует, подумал Атос. Какое мне дело до их прогресса, это не мой
прогресс, я и прогрессом-то его называю только потому, что нет другого
слова для обозначения объективного направления истории. Здесь выбирает не
голова, здесь выбирает сердце".
Кто "они"? Диссиденты, патриоты, социалисты? Я не понял с кем Вы пытаетесь меня сравнивать? И потом, Вам не кажется, что сползание на личностные перебранки - знак слабости (особенно со стороны инициирующего)? Вас раздражают мои взгляды или Вас раздражает тот факт, что их высказываю я?
"Для меня крайней точкой его падения стала либерально-сервильная провокация под названием "Жиды города Петербурга". Не имеет права талантливый человек опускаться до столь бездарной агитки. "
====================================
Солидарен.