Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Выходит давно задумывавшаяся перестройка структуры сайта. Имевшаяся ранее структура сложилась во многом стихийно и, по мере роста фонотеки, перестала соответствовать своим задачам. Говоря проще, структура, которая успешно управлялась с тысячей песен, для фонотеки в 5-7 тысяч песен уже никак не годилась, а дальнейший рост фонотеки привел бы только к умножению бардака.
Соответственно структура сайта претерпела ряд существенных изменений:
1. Исторические периоды
Появилась периодизация - то есть возможность сортировать песни по историческому периоду, в котором они были написаны. Она позволит наглядно показать различие между стилями разных эпох, отделить песни классического периода, периода расцвета советской песни от песен времен ее упадка и вырождения.
К примеру, в массовом сознании "Землянка" и, скажем, "Журавли" стоят рядом, хотя в реальности их отделяет друг от друга несколько десятилетий. Надеюсь, что новая периодизация будет подталкивать посетителей к анализу, способствовать более глубокому пониманию ими советской песни.
Подчеркну, что сортировка проводится по году написания песни, а не году ее исполнения. То есть все исполнения "Землянки", включая поздние, попадут в военный период.
Главным препятствием в введении периодизации был творившийся ранее в базе полный бардак с годами создания песен. У огромного количества песен года не стояли (хотя были известны), у многих год создания был перепутан с годом исполнения, разные исполнения не были согласованы между собой и т. п. Основная работа заключалась как раз в "перелопачивании" массива с целью устранения этого бардака.
По тем песням, годы создания которых достоверно установить не удалось - исторические периоды были выставлены вручную. Как правило, даже не зная, в каком году была написана песня, период к которому она относится можно установить вполне точно: по тексту, упоминаемым в ней деятелям и событиям, по авторам и исполнителям, по музыкальной стилистике и т. п.
Я не исключаю, что где-то могут встречаться ошибки. В конце концов, перелопачивая такой огромный массив ни разу не ошибиться нельзя. Но если раньше достоверность информации по годам была дай бог процентов 30, то сейчас она ИМХО не меньше 95%.
2. Перестройка системы разделов
Главное, принципиальное отличие новой системы разделов от старой - ее построение по принципу "многие-ко-многим". Говоря проще, теперь песня может присутствовать в нескольких разделах сразу. Это помогает избежать двусмысленностей: к примеру "Фронтовая песня о Сталине" - она "военная" или "о вождях"? Теперь таких двусмысленностей не будет - песня попадет в оба раздела сразу.
Также была проведена оптимизация системы разделов с целью более четкого разделения различных по тематике песен. Часть разделов исчезла, некоторые были переформатированы, появились новые.
В частности, были выделены в отдельные разделы военные марши в исполнении оркестров, послевоенные песни о ВОВ (для того чтобы отделить песни военных лет от того занудства которое пелось о войне в 70-х), песни о героях и праздничные песни (как особо стоящие жанры советских песен).
"Советская лирика" - также была выделена в отдельный раздел. Подчеркну, речь идет именно о "советской" лирике то есть о песнях в которых лирические мотивы тесно переплетаются с темой любви к Родине, социализмом и т. п. "Чистой" лирики на сайте как не было так и не будет. Формат сайта не меняется.
3. Пакет мелких технических улучшений
В движок сайта было внесено большое количество мелких технических улучшений, призванных сделать работу с сайтом более удобной. Из наиболее заметных - теперь при скачивании песни движок будет предлагать сравнить послушать ее другие исполнения.
Итоги
С вводом новой структуры было устранено основное препятствие для дальнейшего роста фонотеки и заложен хороший задел на будущее. Теперь можно не только спокойно заниматься очередным пополнением, которое выйдет в течение ближайших месяцев, но и думать над дальнейшим развитием сайта. Кое-какие идеи (пока еще сырые) уже есть.
Не могу не сказать спасибо всем, с кем я советовался по поводу этой "перестройки". Идеи некоторых реализованных изменений подавали (в разное время) Ляксей, Вершинин, Сатурн и многие другие. Спасибо всем вам.
В случае обнаружения ошибок - прошу писать мне на email. А если увидите что какая-то песня попала не в тот период - значит год создания выставлен неправильно и лучше всего просто изменить его через механизм уточнений.
Ваши посты давно последний раз удалялись? Да и тем вроде давно не закрывал.
Если же не модерировать - сайт весьма быстро превратится в удафком.
Замечу что свободу слова я не ограничивал и не ограничиваю. Но пошлость, хамство, оскорбления и провокации - это не свобода слова, а наоборот.
Нужно просто вести себя адекватно и проблем не будет. Что такое адекватно? Представьте себе что вы находитесь в компании малознакомых людей (в кафе скажем). Так вот "адекватно" - это то что Вы можете сказать не рискуя тем что Вам набьют морду. В реальной жизни люди ведь почему-то сдерживаются. Почему на форуме должно быть иначе?
Песни, которые должны быть перенесены в раздел "Послевоенные":
"Выборгская сторона" Маклакова
"Дела колхозные" Новикова
"Джан Москва" с Бейбутовым
"Засверкала роса" Компанейца
"Зимняя песня" Старокадомского
"Колхозные музыканты" в исп. Отса
"Кутаиси" в исп. Канделаки
"Лыжная песня" Старокадомского
"Морская песенка" Богословского
"Новгородская лирическая" Матвеева
"Песня о Волге" Мокроусова
"Песня о лучших друзьях" Любана - в исп. должны стоять Г.Абрамов и А.Орфёнов
"Пионерская-спортивная" Старокадомского
"Полевая почта" Левитина
"Что за дерево такое" Старокадомского
Песни, которые должны быть перенесены в раздел "Военный период":
"Песня Лизы" Крюкова
"Полярный край" Терентьева
Песню "Москва - любовь моя" следует правильно описать: "Москва, Москва моя". Музыка Людмилы Лядовой, слова Якова Халецкого, исп. Маргарита Миглау и хор ВР, 1959 г.
Посмотрел по сути. В большинстве случаев перепутаны годы создания и исполнения (то что я недоглядел). Но в некоторых случаях там стоит год (и он отсортировал их по этому году). Шут его знает откуда он там стоит (кто и когда это туда вносил).
Просьба, если у Вас есть точные данные по годам - пишите их тоже. Сами понимаете: одно дело предполагать что песня поздняя, другое - знать наверняка.
Я вот о чем: вот вы к примеру относите "Балладу о неизв. матросе" к поздним. Там в базе стоит 1964 год, что на правду действительно не похоже. Скорее всего это конец 70-х или даже 80-е.
Мне чтобы это исправить нужно эту цифру 1964 либо удалить нафиг и выставить период вручную либо поменять на правильную. Но точного года у меня нет. Потому и прошу: если он есть у Вас - пишите.
Хорошо. В случаях, если дата создания песня известна точно, дам информацию. Автор:
Сатурн 24.12.10 13:23 Сообщить модератору
В некоторых случаях следует ориентироваться по первому упоминанию в песенниках.
П.С.
С пионерскими и детскими произведениями Чичкова довольно легко. Практически все они написаны ПОСЛЕ 1964 г. До середины 60-х гг. у Чичкова в основном, кстати говоря, были "взрослые" песни, большинство из которых так и остаются ненайденными.
Далее. Ещё один примечательный случай. Например, берём песни М.Старокадомского, который скончался в 1954 г. Как же его песни могут быть отнесены к "оттепельному периоду"?
Сатурн отредактировал это сообщение 24.12.10 в 13:33
Знает ли кто-нибудь точно, в каком году была создана песня "На безымянной высоте"? Я всегда считал, что она была написана к 20-летию Победы, то есть в 1965 г. и мгновенно стала популярной.
Сатурн отредактировал это сообщение 24.12.10 в 13:51
1. Предвоенный -> Послереволюционный (1917-1931)
Die Arbeiter von Wien - Немецкий (1929 г.)
2. Предвоенный -> Послереволюционный (1917-1931)
Тревожный марш (Der Heimliche Aufmarsch) (1928 - 1931 гг.)
"
Weinerts Text stammt aus dem Jahr 1928; erstmals veröffentlicht wurde das Gedicht laut Inge Lammel am 1. August 1930 in Die Welt am Abend.
Zusammen mit der Komposition Hanns Eislers erschien es als Notenbeilage zur Kampfmusik 1/1931. Der Komponist hatte musikalische Motive bereits zuvor in seiner Musik zum Film "Niemandsland" verwendet.
"
3. Послевоенные -> Предвоенные (1932-1940)
Soehne des Volks - Немецкий (песня времен гражданской войны в Испании)
4. Послевоенные -> Предвоенные (1932-1940)
Песня о Родине Das Lied vom Vaterland - Немецкий (1936 г.)
5. ??? -> Послевоенные (1946-1955)
Когда рабочие и крестьяне - Немецкий (1950 г.) (или 1950-1953 гг.)
6. Предвоенный -> Послереволюционный (1917-1931)
Solidaritaetslied - Немецкий (1931 г.)
7. Предвоенный -> Послереволюционный (1917-1931)
La Comintern - Испанский (1929 г.) (если ориентироваться не по испанскому переводу, датировка которого неизвестна).
8. Предвоенный -> Послереволюционный (1917-1931)
Коминтерн (1929 г.)
(Советский перевод - 1930 г.)
9. Предвоенные (1932-1940) -> Песни "оттепели" (1956-1964)
Vorwaerts, Bolschevik! - Немецкий (1957 г.)
Песня на стихи Маяковского, но музыка написана в 1957 г. (перевод тоже, вероятно, поздний)
На мой взгляд, что-то нужно сделать с огромным кол-вом фольклорообразных "народных" песен (типа песен Верёвки, а также песен различных самодеятельных провинциальных авторов). Они очень сильно осложняют целенонаправленный поиск. Нужно бы придумать для них отдельную рубрику. Как её назвать? Нужно подумать. Быть может "Колхозные песни". Мне кажется, что таких песен настолько много, что можно сделать и отдельную категорию (типа "Морских песен"). Причём, в "колхозные песни" будут входить вещи ТОЛЬКО в исп. хоров народной песни с определённой тематикой.
"Журавленок" Колмановского
"Увертюра из "Двух капитанов" Птичкина
"Во славу жизни" Блантера
"Дунай голубой" Долуханяна
"Зимнее утро" Терентьева
"Когда мы в море уходили" Жарковского
"Коптилка" Каравайчука
"Черноглазая казачка" Блантера
3) Перенести в раздел "Военный период":
"Песенка военных корреспондентов" Блантера
4) Перенести в раздел "Предвоенный период":
"Полюшко-поле" Книппера
Несколько спорных песен:
"Ленин всегда с тобой" Туликова. Технически написана в 1955 г., но создавалась к 20-му съезду КПСС и стала известной после 1956 г. Думаю, что она должна быть в разделе "Оттепель".
"Не шуми, волна полярная/коварная" Терентьева. Мне кажется, что песня создана в военный период, но, возможно, тогда не только не записывалась, но и особо не исполнялась.
это во-первых! Прежде всего, Лейку, а также, ,похоже, сейчас почти одному из активно функционирующих модернизаторов, Сатурну. Труд просто невообразимый, а "спасиб" практически нет.
Во-вторых, мои "полкопейки" по поводу последних поправок Сатурна:
"Ариозо матери" и "Колыбельную" из сюиты Новикова переносить в "Оттепель", по-моему, не нужно: сюита была написана в 1954 году, да и по духу она соответствует именно тому - послевоенному- времени.
Про "Песню о Зое" Шостаковича вопрос: когда была написана песня НА СТИХИ Симонова, которую исполняла Кирилленко, я не знаю, но МУЗЫКА этой песни была написана Шостаковичем к фильму "Зоя", 1944 год (мы проверили по нотам музыки к фильму - это она). Так что я бы ее поместила в военные песни.
Ориентировался по собственным материалам. Технически Вы абсолютно правы: вещь написана в 1954-55 гг. Но ПЕРВОЕ исполнение песен, входящих в эту сюиту, приходится на 1958 г. (во всяком случае, из того, что мне известно). Там поют Тамара Янко, Алексей Большаков, Вячеслав Радзиевский, текст читает Юрий Левитан. Остальные исполнения уже позже. Так что, если судить всё-таки по периоду, в котором произведение стало известным, то это всё-таки "оттепель". Хотя я бы не настаивал.
Есть действительно довольно много случаев, когда та или иная песня создавалась в один период (то есть были изданы ноты, быть может, она где-то и исполнялась), а, так сказать, "раскрутку" она получила либо чуть позже (как, например, "Вечер на рейде" и "Самовары-самопалы", созданные за несколько лет до войны, а почти повально считающиеся песнями военной поры), либо значительно позднее (многие абсолютно неизвестные песни войны вдруг в конце 60-х и даже в 70-х гг. стали записывать на радио). Как быть в таких случаях - не очевидно. Нужно действовать с умом, не всегда и во всём слепо следуя формальным критериям.
но мне именно по духу казалось, что это еще "дооттепельное" время. Так что здесь (да и в других, наверное, случаях) очень трудно формально отнести песню к тому или иному периоду. Да и в этих случаях, вероятно, это не столь важно.
Просмотрел все "звездочные" песни из раздела "Предвоенный период".
Нашёл всего лишь одну ошибку: "Мы идём от заводов и пашен" (марш для духового оркестра) Блантера перенести в отдел "Оттепель", так как эта песня написана в 1958 г.
Внес все исправления, за исключением песен по которым возникли вопросы (список ниже).
Вдобавок обнаружилась ошибка (опечатка) в одном из скриптов, благодаря которой песни 1956 года вместо "оттепели" попадали в "послевоенные". Исправил.
Возникшие вопросы:
"Здравствуй, юность моя" Львова-Компанейца – указан год, по Вашим же данным
"Марш юных энтузиастов" Туликова – указан год, по Вашим же данным
"Карелия" Колкера – Лидия Климент умерла в 1964
"Песня дзержинцев" Мурадели – к/ф Сокровища республики (1964)
"Песня единства" Мурадели – указан год, по Вашим же данным
"Синий лед" Афанасьева – к/ф Хоккеисты (1964)
"Там, где Волга серебрится" Чичкова – указан год, по Вашим же данным
"Ясени" Белаша – указан год, по Вашим же данным
"Дела колхозные" Новикова – указан год, по Вашим же данным
"Засверкала роса" Компанейца – указан год, по Вашим же данным
Die Arbeiter von Wien – 1934 (Песня посвящена Венскому восстанию 1934 года)
"Марш спортсменов" З.Дунаевского – указан год, по Вашим же данным
"Московские фонари" З.Дунаевского – указан год, по Вашим же данным
"Песня о дружбе" Кулиева – указан год, по Вашим же данным
"Сосны шумят" Слонова – указан год, по Вашим же данным
"Во славу жизни" Блантера – указан год, по Вашим же данным
"Коптилка" Каравайчука – из к/ф «Солдаты» (1956)
"Мой город" Каца – указан год, по Вашим же данным
"Парад на Красной площади" Островского – См. комменты к песне
"Песня о школьной дружбе" Рубина – 1954г, по данным Вершинина (у него как правило точно т. к. пластинки)
"Я люблю тебя, море" Туликова – указан год, по Вашим же данным
"Заветные слова" З.Дунаевского – указан год, по Вашим же данным
"Москвичка" Лядовой – Позднесоветская? С пластинки на 78? Скорее 60-е
"Над Ульяновском вечер ласковый" Туликова – Вы сами писали что это 1950-е
"Первый тост" Левашова – Вы сами писали что это 1950-е
"Песня подводников" Жарковского – указан год, по Вашим же данным
"Честь и слава" Маслова – Вы сами писали что это 1950-е
Die Arbeiter von Wien – 1934 (Песня посвящена Венскому восстанию 1934 года)
--------------------------------------------------------------------
Во многих источниках песня упоминается в связи с антифашистским восстанием в Вене в 1934 г.
Например:
1). Цитата по \\\"Советская музыка\\\", Выпуски 7-12, Государственное Музыкальное издательство, 1959 г.:
\\\"
В Австрии «Марш Красной Армии» связан с антифашистской демонстрацией венских рабочих 12 февраля 1934 года. На мелодию боевой советской песни австрийские антифашисты создали свой текст. Песня стала называться — «Марш венских рабочих».
\\\"
2). В песеннике 1938 г. под названием песни поставлена дата восстания.
Фото. Страница из песенника, изданного Эрнстом Бушем в Испании в 1938 г.
Но это дань памяти австрийским рабочим, а сама песня написана раньше.
\\\"
\\\"Песня рабочих Вены\\\" возникла, вероятно, в 1927 году. (В июле 1927 года массовая антифашистская демонстрация рабочих была разогнана правительством с помощью войск. 89 демонстрантов были убиты.) Текст написал Фриц Брюгель (1897-1955), венский поэт и эссэист.
Впервые песня была исполнена в 1929 году на II Международном дне рабочей молодежи в Вене. Широкое распространение она получила в 1934 году во время и после февральского вооруженного выступления. Австрийское рабочее движение было разгромлено. Однако, \\\"Песня рабочих Вены\\\" вошла в число международных антифашистских песен.
\\\"
3. http://spdwehrda.sp.ohost.de/arbeiterlieder.htm и др. сайты.
\\\"
Dieses Lied wurde auf dem Internationalen Jugendtag 1929 in Wien zum ersten Mal aufgeführt. Es wurde in den folgenden Jahren zum Lied der Roten Falken. Besondere Bedeutung bekam es während des Widerstandes der österreichischen Arbeiterbewegung gegen den Faschismus in den dreißiger Jahren.
\\\"
\\\"
Впервые песня была исполнена в 1929 году на Международном дне молодежи в Вене. В последующие годы была песней агитпропгруппы \\\"Красные соколы\\\". Особое значение песня получила во время борьбы австрийского рабочего движения против фашизма в тридцатые годы.
\\\"
Предвоенные -> Послереволюционные (1917-1931)
Kampflied der IAH - Немецкий (дата создания - 1930 год)
"Wir fuhren einen Krieg, Kamerad..."
Песня об Internationalen Arbeiter Hilfe (Межрабпоме)
Во всех случаях, где я РАНЬШЕ указывал год или период, были совершены либо ошибки, либо неточности. В этот раз всё учтено.
По всем остальным вопросам согласен с Вашими доводами, хотя там, как я и думал, много, так сказать, "пограничных" песен, то есть написанных на стыке двух периодов и ставших известными уже в более поздний период.
"Здравствуй, юность моя" Львова-Компанейца
"Марш юных энтузиастов" Туликова - точная дата: 1965 г., так как вещь из оперетты "Баранкин, будь человеком".
"Песня единства" Мурадели - 1969/70 г. - одна из последних песен композитора
"Там, где Волга серебрится" Чичкова - 1966/68
"Ясени" Белаша
"Дела колхозные" Новикова - точная дата: 1953 г.
"Засверкала роса" Компанейца - точная дата: 1954 г.
"Марш спортсменов" З.Дунаевского
"Московские фонари" З.Дунаевского
"Песня о дружбе" Кулиева
"Сосны шумят" Слонова - 1956 г.
"Во славу жизни" Блантера - 1970 г.
"Мой город" Каца - начало 60-х
"Я люблю тебя, море" Туликова - 1958 г.
"Заветные слова" З.Дунаевского
"Над Ульяновском вечер ласковый" Туликова - конец 60-х
"Первый тост" Левашова
"Песня подводников" Жарковского - 1964/65 г.
"Честь и слава" Маслова
"Москвичка" Лядовой - песня второй половины 60-х гг. Сверял по справочнику о творчестве композитора.
"Парад на Красной Площади" - запись 1957 г. Данные абсолютно точные.
Большое спасибо, работа проделана большая и нужная.
Есть предложение.
Хорошо бы, чтобы во время прослушивания, не прерывая его, можно было зайти на страницу с текстом или обсуждением, да вообще, на любую. Когда для прослушивания музыкальный файл автоматически грузился в медиаплеер, это было возможно и было востребовано. Сейчас, с внутрисайтовым плеером, хорошо бы сделать, чтобы для прослушивания вызывалась новая вкладка или страница, а с текущей можно было бы продолжать навигацию.