Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Уважаемые! Надеюсь, что я не совсем не в тему. Не бойтесь, я не о попсе, а о ее феномене. Не вообще попсы, а советской. Ведь Пугачева была в фаворе, когда еще пела Шульженко. Есть ли в сети какие-либо серьезные исследования литературоведов, культурологов, политологов на эту тему? Отчего происходило снижение уровня текстов и музыки, почему это было востребовано публикой, если было востребовано, то какими социальными группами, как все эти процессы связаны с историей заката "проекта СССР"? Буду рад ссылкам и вашим умным мыслям.
Ответы
Если из названия темы убрать излишне эмоциональное слово Автор:
сфинкс 18.04.10 13:00 Сообщить модератору
"попса" и заменить на заурядное "популярная музыка", что в переводе будет как "народная музыка", тогда эта тема без ненужных эмоций перестанет быть интересной
По моим наблюдениям, попса существовала в России на протяжении всего 20 века. Но масштабы ее популярности менялись.
В 1930-х-1940-х годах в СССР попса была. Это не только популярная танцевальная музыка ("Рио-Рита", "Брызги шампанского" и т. д.), но и некоторые записи оркестров Утесова, Цфасмана и т. д. Я уже не указываю запрещенного Петра Лещенко.
Отличительная особенность попсы - отсутствие какого-то определенного смысла в мелодии и тексте (если он вообще имеется). Попса призвана развлекать, а не заставлять задуматься как лучшие образцы Советской Песни. Попсу можно слушать как фон, танцевать под нее, но не более.
Попса на пластинках всегда продавлась лучше, ее тиражи всегда были огромными (хотя цена выше, чем у других записей).
хотя это были всего лишь исполнители. Акцент темы должен быть на авторах.
А еще хочется отметить налет "попсовости" (некий стиль) даже в качественных произведениях. Автор:
Иван А. 18.04.10 16:11 Сообщить модератору
Дело не только в авторах, но в стиле и аранжировке. Старую песню "под попсу" переделать можно, пусть даже и музыка есть, и текст прекрасный. Вспомним "Ласковую песню" Марка Фрадкина. Ее прекрасно спел в свое время Леонид Кострица. Но в записи одного из многочисленных ВИА и тем более во всяких старых песнях о главном - некая "попсовость". Ведь важно не только, что спеть, но и КАК спеть. И пришли эти изменения после 1957 года, но это мое личное мнение.
А уж сама "попса" - это как плесень, всё покрывшая и разъедающая... :)
Я в свое время тоже пришел к выводу что попса это не столько музыкальный жанр, сколько бизнес-модель. То есть это изначально чисто коммерческий продукт, эдакий оруэлловский prolefeed, созданный ради одной единственной задачи - эффективного извлечения прибыли. А все ее недостатки - прямое следствие этого факта.
Lake отредактировал это сообщение 18.04.10 в 17:22
По моим наблюдениям, попса существовала в России на протяжении всего 20 века.
+1
Та же Шульженко с "Кирпичиков" начинала. Сложись ее жизнь и/или история страны иначе - могла бы там же и остаться... А Изабелла Юрьева? ИМХО пример стопроцентой попсы.
Я не согласен с тем, что попса всегда есть только бизнес-модель. В случае с Шульженко-Юрьевой это очевидно не так. Сейчас - да, безусловно, почти только бизнес. А тогда где им было деньгу зашибать? Разве на артели "Пластмасс". :) Руслановой муж, правда, пытался вещи вывозить. Но не вышло.
Юрьева, Козин и др. были сильно раскручены уже после развала СССР, когда большинство о них просто успели забыть. И, честно сказать, меня берут сильные сомнения в их сверх-популярности в их время. В определённых кругах - да. Среди всего народа - нет.
На мой взгляд, песни Юрьевой-Козина и проч. - это самовыражение чрезвычайно расслабленного и "утомлённого солнцем" мещанина, тяготящегося великими стройками эпохи и комсомольским энтузиазмом, да и вообще трудом во имя великой идеи. Эти настроения имели начало в дореволюционном декадансе, который, как известно, тяготился авторитетом Пушкина, норовя сбросить его с "корабля современности". Для такого творчества характерно полное отсутствие больших, широких тем и раздувание личных переживаний, зачастую ничтожных, до масштабов вселенских трагедий. В уродливо-вырожденческих формах мы продолжаем видеть это даже в современной попсе.
Согласен частично, но должен сделать несколько важных замечаний.
Популярность во многом определялась ассоциативно. Дело в том, что песни идеологизированные, гражданско-патриотические были тогда общим фоном, они были, так сказать, предписаны. Это вовсе не значит, что они писались из-под палки или по сугубо карьеристическим соображениям. Но по мере того, как героическая и патриотическая риторика как бы засыхала, становилась в восприятии людей всё более и более ритуальной, возникала тяга к чему-то принципиально другому. Тем более, что это "другое" на протяжении довольно продолжительного времени официально осуждалось.
Вот, например, мне абсолютно не был понятен огромный интерес к А.Вертинскому. Откровенный, никем не скрываемый, нарочитый декаданс - с аристократической жеманностью, с изысканным гроссированием, с "сингапурами" и "таити" (символы чего-то абсолютно недосягаемого для России, далёкого, экзотического, земли молочных рек и кисельных берегов). То есть Вертинский концентрировал в своих песнях всё то, что как бы отсутствовало в советской жизни того времени. И во многом это и сделало его популярным.
Безусловно, сегодня сложно оценить, насколько Козин, Юрьева, Вертинский были популярны и среди каких слоёв населения. Думаю, что да, не одинаково была распространена их популярность по всем слоям. Но дело-то как раз в том и состоит, что культурную политику определяют какие-то относительно узкие группы - и на уровне Минкультуры, и на уровне руководства Союза композиторов, и на уровне начальства Гостелерадио и Госконцерта...
Неужели Вы не слышали ничего из цикла студийных записей И.Юрьевой, сделанных на радио в 1948 году? В Сети есть несколько, скажем, "Маша-бригадир", "Над Волгой", "Каблучки".
/// То есть Вертинский концентрировал в своих песнях всё то, что как бы отсутствовало в советской жизни того времени. ////
Не советской (начинал-то он раньше), а вообще в русской, шире - российской жизни. В чём же причина? Однозначно не ответишь. Я объясняю это "невживанием" таких людей в родную культуру, балансированием где-то на стыке культур русской и западной при отсутствии твёрдых ориентиров как там, так и здесь. То есть, какие-то начала постмодерна.
Мне Вертинский как исполнитель не нравится. Но его поведение, на мой взгляд, безупречное. Был патриотом, имел свои взгляды, вел себя достойно. Понравилась Ваша, Константин, мысль о "невживании" в родную культуру. Есть какя-то инородность по отношению к русской классической культуре у многих исполнителей и части поэтов поры "серебряного века". Называли это "декадентщиной". Правильно называли. Возможно, поворот в официальном отношении к культуре в 30-х годах тоже повлиял. Реализм привел к тому, что нас воспитывали в духе классики.
А о попсе статья С. Курия хорошая. "Попса" стала господствовать в СМИ в 90-е годы. До того власти и государственные СМИ четко разделяли жанры. "Попса" знала свое место. Вспомните официальные концерты по поводу юбилея революции. Первое отделение - классика, второе - народное. В первом арии из опер, балет, декламация в исполнении М. Ульянова или Н. Губенко. Во втором - 15 республик. Гопак и прочее. В заключении дети топтались с мячиками под песню "Детство, детство". Седые члены Политбюро умилялись. Но представить на таком концерте Пугачеву! Не раньше позднего Горбачева! Даже оперетту пустили не ранее Меченого. Попсу со строгой цензурой пускали в "Огоньки" и на день милиции. А помните трансляции концертов, посвященные юбилеям Пушкина и Мусоргского?
Вновь обращаю внимание, вы смотрите вообще не в ту сторону.
Пугачёва это исполнитель, "ведомый", а указывать надо на "ведущих", на композиторов и авторов текстов.
Иначе каши не сваришь.
Кто ее вел и куда? Полагаю, Вы думаете, что если бы творили старые композиторы и поэты, то Пугачева с ее манерой и подходом к произведению ничем бы не отличалась от Шульженко? Конечно, не одна она ведущая, но в числе главных "попсовых". Она очень идивидуальна и ярка в своем поп-пространстве, поэтому является удачным примером в данном контексте.
В филармонии Пугачева поет или на "тусовке", это "попсово", in my opinion. Она, конечно, хвастается что пела "Исходила младешенька..." из "Хованщины" всем на зависть, но где же аргументы? С ее-то "неакадемическим вокалом"...