Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Наткнулся на несколько статеек, где говорится, что, дескать, к концу 40-х годов Дмитрий Покрасс попал в немилость из-за руководства джаз-оркестром и чуть ли даже ни сбежал из Москвы на Дальний Восток (прямо следуя одной из своих довоенных песен), где и жил вплоть до конца 50-х годов.
Затем, вернувшись в Москву, Покрасс опять по иронии судьбы попал в опалу - теперь уже как главный композитор "культа личности". В течение 60-х годов композитор писал очень мало, а из того, что писал, не имело практически никакого выхода в народ. Его игнорировала эстрада, его игнорировало и ВР.
Может хоть кто-нибудь пролить свет на то, что творилось с Покрассом в период 1948-1970 гг.?
Сообщение отредактировано модератором leonid 3.06.2008 09:44
Да вроде ничего с ним и не "творилось". Ну, разве что сочинял поменьше - после кончины в 1954 г. брата Даниила, в соавторстве с которым было написано большинство действительно наиболее удачных песен.
Тот факт, что новые песни Покрасса (и целого ряда его коллег по композиторскому ремеслу) мало исполнялись, является совершенно общей тенденцией для почти всех "старых" композиторов в 60-е гг и позже. Не все могли освоиться с "новой" мелодикой, сочиняли в "традиционно-классическом" стиле - который почему-то вдруг перестал быть востребованным.
///////Не все могли освоиться с "новой" мелодикой, сочиняли в "традиционно-классическом" стиле - который почему-то вдруг перестал быть востребованным.////////
Совершенно верно. Но было такое, что пробовали и "обновить" свои методы - ничего хорошего не вышло. Так В.Соловьев-Седой и Е.Долматовский написали эдакую "модерновую" (даже не знаю, как назвать: в попсовых ритмах не разбираюсь) песенку, инструментованную по тогдашней моде Б.Карамышевым. Называлась она "До востребования". Песня оказалась просто провальной. Вот как она поется:
В районном отделении почтовом
У третьего окошечка стою-у-у-у-у
И очень робко называю снова
Я имя и фамилию
Свою.
До востребования,
До востребования,
Я проездом, я спешу!
Понимаете ли вы: я не требую,
Лишь письма от нее у Вас
Прошу!
Просто умоляю!
И спел-то не кто иной, а Владимир Нечаев, которому тогда уж под 60 лет было (это 1967 год). И честь свою Василий Павлович и Владимир Александрович уронили, опустившись до песенок подобного уровня, и песня у молодежи, видимо, успеха не имела.
Вот, например, такая статья. Она хоть и о старшем брате Самуиле, но и о Дмитрие тоже. Автор:
Сатурн 3.06.08 21:33 Сообщить модератору
"С 1938 года руководителями джаз-оркестра (с 1961 года — эстрадного оркестра) ЦДКЖ стали композиторы, авторы популярнейших советских песен братья Дм. и Дан. Я. Покрассы. Они пришли в коллектив с момента его создания в 1936 году. Дм. Покрасс оставался на должности художественного руководителя до 1972 года, Дан. Я. Покрасс был музыкальным руководителем до 1951 года".
По поводу
http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=13723
Эта надпись была не только на "Трех мушкетерах" (которого я не видел), но на многих иностранных фильмах, в том числе, сколько помнится, на четырехсерийном "Тарзане", который был не немецким. Немецких "трофейных" я не помню.
Вообще из немецких я тогда видел только "Петер", но он вроде уже был у нас до войны. Еще показывали "Девушку" моей мечты", но это по рассказам не наших жителей.
Возможно, надписью о трофейности старались обойти вопрос о правообладателях, так что обвинители инициаторов и авторов этой надписи я просил бы сначала думать, а только потом по гадкой привычке катить бочку на совков.
А на мотив из "Трех мушкетеров" была песенка про белого бычка:
Вар-вар-вар-вар воришка
Залез ко мне в карман.
Он вытащил рублишко,
А я его поймал.
Мне кажется, антисоветчики докатились уже до необыкновенных глупостей. Сначала "облаивали" советские песни, затем перешли на авторов... Теперь, когда все немного утряслось, и люди могут здраво проанализировать песни (из этого ничего хорошего для их противников не выйдет), они пытаются оклеветать авторов, отнять у них песни... Например, как было недавно с В.Калинниковым - псевдоавтором гимна?! Если бы имелись веские доказательства, а то "все, слова, слова, слова", как поется в известном романсе А.Дюбюка.
Что за история?
А вообще - 1-я симфония Калинникова мне кажется самой зпически-русской.
Еще в глубокой молодости она мне чрезвычайно понравилась.
Что же касается Самуила Покрасс, то рассказанная история, а также сопоставление с результатами других братьев свидетельствуют как раз о благотворности советской власти для творчества. Вот результаты тут и там: "Белая армия, черный барон" и "Вар-вар-вар-вар-воришка"... Наличие и отсутствие сверхзадачи.
Песню "До востребования" я помню. Нечаев исполнил её хорошо - насколько вообще можно было "дотянуть" до приемлемого уровня эту малоудачную песню маститого автора. И не будет большой ошибкой всё-таки найти сей "шедевр": исполнение хорошее, да и отголоски былого мелодического таланта композитора всё-таки в этой песне присутствуют.
Каждый из крупнейших классиков советской песни "уходил" по-разному.
Александр Александров, Исаак Дунаевский, Владимир Захаров умерли в довольно молодом возрасте и в период, который считается классическим. Так что от проблем модернизации их "спасла" безвременная смерть.
Анатолий Новиков и Константин Листов писали почти до самого конца. Новиков - в основном помпезно-парадные песни для юбилейных концертов и партийных съездов. Листов продолжал писать в основном на военно-армейскую и военно-флотскую тематику и главным образом для ансамблей песни и пляски разных военных округов.
Дмитрий Покрасс не мог пустить в ход ни одной песни вплоть до своего 70-летия, то есть до начала 1970-х гг., когда он вдруг "проснулся" и написал целый ряд хороших маршеобразных ("Марш БАМ", "Моя армия") и даже лирических песен ("Родной городок", "Люба, Любушка, Любовь", "Старое танго", "Время былое", "Осенние ели").
Матвей Блантер поступил, на мой взгляд, наиболее умно. Фактически к концу 60-х он прекратил сочинять песни, во всяком случае для массового исполнения. Уже в начале 60-х Блантер постепенно снизил кол-во сочиняемых песен, взяв курс на плавную посадку. Кроме неудачного эксперимента с песнями на стихи Б.Окуджавы в 1967-68 гг., Блантер не был замечен ни в каких попытках модернизировать свой стиль. С другой стороны, он не пошёл и в другую сторону - сочинять казёнщину. Уродливых песен у него просто не было, ни одной.
Соловьев-Седой пошёл по какому-то довольно странному пути. Попыток модернизировать свой стиль у него было довольно много (это уже чувствуется в таких вещах как "Там, говорят, бураны" и "Песня на рассвете" - обе лирические), а это середина 60-х гг. Затем у него была ещё более поздняя песня "Баллада о России" (на стихи Горбовского), это уже середина 70-х гг., пел её КАППСА. Это что-то совсем неудобоваримое - и не скажешь, что официоз, и не скажешь, что попса, а что-то такое стилизованное под церковные песнопения. Очень было странно слушать. Удачная песня позднего Соловьева-Седого - "Разговор с городом". Чувствуется, конечно, что Василий Павлович здорово метался в период 1965-75 гг., пытался как-то себя найти, создать что-то новое.... Но не думаю, что эти поиски были успешными. К сожалению...
Да, Блантер поступил мудро. Поняв, что эксперименты с "новой" мелодикой ему не даются, просто ушёл в режим "плавной посадки". В отличие от Богословского и Фрадкина, которые продолжали "радовать публику" всё новыми и новыми опусами.
Сейчас появилось много новых имен на эстраде, радио, телевидении. Их всех называют певцами, но я к самому понятию «певец» отношусь по-особому. В кабаре «Летучая мышь» у Балиева служила пианистка Мадлен Буше. Когда одна из этуалей, которой она аккомпанировала, заболела и Мадлен заменила ее, она сама стала звездой. Но не певицей! Прекрасно справлялась с узким кругом своих обязанностей – пела шансонетки, куплеты, и это все.
Вот сегодня всюду говорят и пишут о Пугачевой. Бесспорно, она талантлива, в ней нет пошлости, но она – эксцентрик. Ее надо сравнивать не с певцами, а с клоунами. И когда мне на студии грамзаписи предлагают, чтобы «Кони-звери» спела Нани Брегвадзе, я говорю: «Нет, пусть поет Елена Образцова». Для меня певица – обладательница оперного голоса. Так я «плохо воспитан».
(Из книги Глеба Скороходова "Тайны граммофона", 2004г.).
Весьма удачная характеристика Пугачевой с разницей в том, что нынче в ней пошлости, как говорится, хоть отбавляй.
/////В отличие от Богословского и Фрадкина, которые продолжали "радовать публику" всё новыми и новыми опусами./////
Все верно, еще бы добавил к ним Серафима Туликова, поздние песни которого значительно проигрывают по сравнению с ранними. А ведь он писал когда-то замечательные вещи, как "Мы за мир", "Расцветай, земля колхозная", "Каждой девушке счастья хочется", "Марш советской молодежи", "Приезжали на побывку" и т.д.
"До востребования" есть, но без согласия владельца записи, которой он со мной поделился, распространять по Сети не буду. Он же сейчас в отлучке, спросить разрешения не могу...
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич - талантливый композитор (1866 - 1900). Отец его - мелкий полицейский чиновник Орловской губернии. Учась в Орловской духовной семинарии, он становится уже регентом хора учащихся. К тому же времени относятся первые попытки сочинять церковные песнопения. Не окончив семинарии, Калинников отправился в Москву и прошел здесь курс теории композиции в училище филармонического общества (1884 - 1892) под руководством А. Ильинского и П. Бларамберга . Первым напечатанным произведением Калинников был романс "На старом кургане" (Слова Никитина ). Еще на школьной скамье им написана кантата "Иоанн Дамаскин" и оркестровая сюита (1892). По окончании филармонического училища Калинников поступил вторым дирижером в итальянскую оперу в Москве (1893 - 94). Умер от чахотки в Ялте, где он и похоронен. Самое крупное, зрелое и мастерское его произведение первая симфония g-moll, оконченная в 1895 г. и впервые с большим успехом исполненная Виноградским в Киеве, в концертах Императорского русского музыкального общества (1897), затем в том же году в Москве, после чего в Вене (1898), Берлине (1899), Петербурге (1899) и Париже (1900). Яркость тем, богатство фантазии в их развитии, ясность фактуры, прекрасная оркестровая звучность, поэтичность настроения, особенно в Andante, замечательном по нежному лиризму, развертывающемуся на фоне ночного пейзажа, сделала симфонию очень популярной.
--------------------
Там и начало выдающееся, и все остальное.
Где они нашли ночной пейзаж - не знаю. Угадали, наверно.
Я, кстати, не сразу понял, что речь идет именно о нем (как о возможном авторе гимна). Мне это товарищ Вершинин пояснил.
Вообще всегда Калинникова знал больше по оркестровым вещам, но, купив диск М.Д.Михайлова, обнаружил как раз романс "На старом кургане". Был он у меня до того на кассете, но авторов не знал и как-то никогда не пытался выяснить, хотя произведение мне нравилось. И вообще к его произведениям отношусь очень хорошо. "Псевдоавторство" гимна - упрек не самому Калинникову, а тем, кто ему приписывает это авторство.