Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Эта песня была написана советским композитором (классиком казахской музыки) Евгением Брусиловским на стихи А. Таджибаева во время войны. Текста полностью у меня нет, привожу начало в переводе Н. Забилы:
Двум ласточкам из-за морей
Пора лететь в свою страну.
Им очень хочется скорей
Встречать на родине весну.
Через моря, взмахнув крылом,
Они пустились налегке
И песню весело вдвоём
Поют на птичьем языке.
Эту песню записывали многие исполнители: Галина Олейниченко, Клара Кадинская, Елена Образцова, казахские певицы. В конце 80-х неоднократно слышал в исполнении нашей землячки, солистки Татарского академического теара оперы и балета имени Мусы Джалиля Зили Сунгатуллиной (ныне профессора Казанской консерватории, народной артистки России). Везде в интернете эту песню называют не иначе как знаменитой. Молодые не забывают. Нашел в интернете в сокращенном варианте в исполнении детского трио, мальчик - дискант Василий Хорошев (13 лет) исполнил её на каком-то конкурсе и получил первый приз. А вот в профессинальном исполнении запись нигде не нахожу. Эта песня не для эстрадных исполнителей, чтобы она звучала как нужно необходим академический вокал. Если у кого-нибудь имеется запись, прошу поделиться.
Кажется, у меня была запись этой песни в исполнении Розы Баглановой.
Если это исполнение Вас интересует, попытаюсь поискать, но не обещаю, что быстро найду.
Боюсь, что напрасно Вас обнадежила:я нашла запись "Встречи с песней", где речь шла о Брусиловском, но В.В.Татарский сказал, что песня "Две ласточки"
несколько раз уже звучала в передаче, поэтому он предложил послушать песню
"Казыр-маны" ( может быть, я неверно пишу название) тоже в исполнении Розы Баглановой. Если она Вас тоже интересует, выложу, очень красивая.
Но вроде как называли татарской. Или она представлялась как татарская. Мелодия замечательная.
--------------
Брусиловский Евгений Григорьевич 1905–1981
род. 30 окт. (12 ноября) 1905 в Ростове-на-Дону. Композитор. Нар. арт. КазССР (1936). В 1922—1924 учился в Моск. конс. по кл. композиции и по кл. ф-п. В 1931 окончил Ленингр. конс. по кл. композиции М. О. Штейнберга. В 1933—1934 науч. сотрудник и композитор Научно-исслед. кабинета казах. музыки при Муз.-драм. техникуме в Алма-Ате. С 1944 ст. преподаватель, с 1948 доцент, с 1955 проф. Алма-атинской конс. по кл. композиции, в 1944—1970 зав. кафедрой композиции. В 1934—1938 муз. рук. Казах. т-ра. В 1949—1951 худож. рук. филармонии. В 1939—1948 пред. оргкомитета, в 1948—1959 пред. правления Союза композиторов КазССР. Гос. премия СССР (1948). Гос. премия КазССР (1967). Соч.: оперы — Кыз-Жибек (Алма-Ата, 1934, 2 ред. 1945), Жалбыр (Алма-Ата, 1935, 2 ред. 1938, 3 ред. 1946), Ер Таргын (Алма-Ата, 1937, 2 ред. 1954), Айман-Шолпан (Алма-Ата, 1938), Алтын астык (Золотое зерно, Алма-Ата, 1940), Гвардия, алга! (Гвардия, вперед!, Алма-Ата, 1942), Амангельды (совм. с М. Тулебаевым, Алма-Ата, 1945), Дударай (Алма-Ата, 1953), Наследники (Алма-Ата, 1963); балеты — Гуляндом (Алма-Ата, 1940), Козы-Корпеш и Баян-Слу (Алма-Ата, 1971); для 3 солистов, чтеца, 2 хоров, симф. и дух. орк. — кантата Советский Казахстан (сл. Д. Снегина, 1947); для симф. оpк. — 8 симфоний (1931, 1932, 1944 — Степь, 1957, 1961, 1965 — Курмангазы, 1969, 1972), поэма Жалгыз кайын (Одинокая береза, памяти А. Кунанбаева, 1942); для ф-п. с оpк. — концерт (1948); для альта с оpк. — концерт (1969); для трубы с оpк. — концерт (2 ред. 1967); для тенора и симф. оpк. — цикл песен (6), сл. Джамбула (1946); для дух. оpк. — марш Амангельды (совм. с В. Руновым, 1943); для оpк. казах. нар. инстр. — сюиты из балета Гуляндом (1952), поэмы: Жельдирме (памяти Исы Байзакова, 1949), Отыз жыл (30 лет, 1950), Румынские напевы (1954); 2 квартета (1944, 1952 — Песня жизни, по поэме Джамбула); для скр. с ф-п. — Вариации на нар. тему Боз Айгыр (1954); для скр. соло — соната (1966); для ф-п. — нар. танцы, Токката, Юмореска (1946), 15 пьес для юношества, хореографич. сборник (2 тетр. танцев, 1965) и др.; для тенора с влч. и ф-п. — б песен (сл. Джамбула, 1946); для хора — 5 песен; романсы и песни (около 50) — Цветущий Казахстан, Красный платок (сл. II. Баймухамедова, 1939), Алтай (сл. Н. Баймухамедова, 1940), Две ласточки (сл. А. Тажибаева, 1944), Знамя мира в наших руках (сл. Н. Баймухамедова, 1950), Кара шаш (Черноволосая, сл. Д. Онегина, 1954); обр. казах. нар. песен для хора и для голоса с ф-п., нар. кюи для ф-п., музыка к спектаклю "Аристократы" Н. Погодина (Алма-Ата, 1937); музыка к фильмам.
------------------------
Вот же были деятели, вдохновленные Октябрьской революцией и поддержанныне властью!
--------- http://www.gtrf.ru/document.asp?ob_no=251110&print=1 :
Е.Г.Брусиловского по праву можно считать одним из основоположников профессиональных жанров в казахской музыке: первых казахских опер, симфоний. В Гостелерадиофонде имеется немало фрагментов из оперы "Наследники", "Кыз Жибек", "Жалбыр", "Ер-Таргын", "Дударай". Симфоническая поэма "Абай" записана в 1951 г. оркестром под управлением Г.Дугашева. Четвертая, Пятая, Шестая и Седьмая симфонии Брусиловского в собрании радиофонда записаны оркестром под управлением Ф.Мансурова.
Эстрадная миниатюра "Веселые скрипки" появилась в радиофонде в 1974 г. в записи оркестра под управлением Ю.Силантьева. Несколько изумительных небольших пьес есть в записи пианистки Б.Козель. Очень известная песня Е.Брусиловского "Две ласточки" существует в радиофонде в 5-ти исполнительских вариантах. Ее спели И.Журина, Г.Олейниченко, К.Байсеитова, К.Кадинская, С.Бекмуратова.
Большой художественный и документальный интерес представляет запись "Шести пьес на казахскую тему" (сюиты для скрипки и фортепьяно). Скрипач Ю.Ситковецкий и пианистка Б.Давидович записали эту музыку на радио в 1956 г. В 1964 г. собрание Гостелерадиофонда пополнилось записью концерта Е.Брусиловского для трубы с оркестром. Его записали трубач Ю.Клушкин и Государственный симфонический оркестр Казахской ССР с дирижером В.Яковлевым
--------------------
В казахской и татарской имеется, видимо, какое-то сходство. Недаром Зиля Сунгатуллина включила эту песню в свой репертуар. А я не нашел нигде полного текста песни. В интернете нашлась видеозапись в исполнении детского вокального трио, но это сокращенный вариант. Совпадает только первый куплет. В оригинале были строки о войне, ведь песня была написана во время войны. Без этих строк изменяеся смысл песни. Зиля Даяновна исполняла песню с первоначальным текстом. А мелодия действительно замечательная.
"Танцуй, танцуй" пока оцифровать не вышло. Выложил в файлообменник "Мечту девушки" (Е.Брусиловский - Н.Есенберлин, русский текст Д.Лукашенко). Ф-но - Артур Полонский (автор многих популярных танцевальных пьес и танго).
Интересно, каково мнение участников форума о песенке? Как просить, так все просят, а как зальешь, так все молчат. Мне не "спасибы" надо, а просто хочется узнать взгляды людей на подобного рода вещи.
Конечно, спасибо.Мне вообще Багланова нравилась-очаровательная манера пения , голос очень приятный. Раньше (когда и вода мокрее была) - и Багланова по радио звучала, и Бибигуль Тулегенова, и многие-многие другие...
А правда, интересно узнать мнения не ДРЕВНИХ людей, для которых эти певцы и песни возвращают в "детство, отрочество, юность", и не мнение зубров-коллекционеров, а мнения обычных любителей музыки той эпохи - как им?
Жалко, что звук дребезжит, или как там это называется.
Манера исполнения умиляет. Вот была такая оперная певица - Елизавета Владимировна Шумская. Она пела лучше всех в мире. Помимо исключительного тембра она еще пела очень проникновенно, душевно. Никакая Мария Каллос до такого не поднималась. И Роза Багланова тоже отличается особой теплотой. Так что ее погладить хочется, типа молодец, девушка!
Для проверки я позвал дочь (студентку), она послушала и тоже очень одобрила, сказав, что и при некачественном звуке слышно, что поет она хорошо, и мелодия красивая. В общем, чтобы хорошо выразить впечатление, надо талант иметь, да как его взять?
Спросил потому, что песенка мне лично очень понравилась. Никогда специально песни народов СССР не собирал, но всегда с большим интересом слушаю творения таких композиторов, как Брусиловский, или поэтов, как Ахмет Ерикеев.
Звук, действительно, слегка "булькает". Причина непонятна, т.к. обычно у пластинок такого не наблюдал.