Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Здесь есть два варианта "Песни о Родине".
В варианте shstran6.mp3 (вроде поет Мазурок) есть куплет "Наши нивы глазом не обшаришь"
В варианте shstran2.mp3 (поет Артур Эйзен) указанного выше куплета нет, но есть куплет "За столом у нас никто не лишний..." и далее о сталинском законе.
У меня вопрос: оба ли куплета были исходно?
Если да, то почему во втором из указанных вариантоа нет куплета про наши нивы и слово "товарищ"? Или это из-за ограниченности места на старых грампластинках? Или этот куплет приписан позже?
Нет, все слова были написаны еще тогда. Я сам видел песенник 37 года с полным текстом
Причина видимо исключительно в ограниченности места на старых грампластинках. Песня то изначально писалась для фильма "Цирк", где никаких ограничений по длине не было. А потом ставшую популярной песню понадобилось втиснуть в объем пластинки, вот и пришлось вырезать куплеты. В разных случаях - разные.
Кстати, та же судьба постигла еще одну замечательную песни - "Москва майская". Насколько мне известно не существует ни одной записи с полным текстом. В ранних записях нет половины куплетов, в поздних (на 33 об/мин) вырезан куплен о Сталине :-(
Нашел по Яндексу http://simvolika.rsl.ru/index.php?doc=223
полный текст.
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!
От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей
Человек проходит, как хозяин
Необъятной Родины своей!
Всюду жизнь и вольно и широко,
Точно Волга полная, течет.
Молодым - везде у нас дорога,
Старикам - везде у нас почет.
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!
Наши нивы глазом не обшаришь,
Не упомнишь наших городов,
Наше слово гордое "товарищ"
Нам дороже всех красивых слов.
С этим словом мы повсюду дома,
Нет для нас ни черных, ни цветных,
Это слово каждому знакомо,
С ним везде находим мы родных.
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!
За столом никто у нас не лишний,
По заслугам каждый награжден.
Золотыми буквами мы пишем
Всенародный Сталинский Закон.
Этих слов величие и славу
Никакие годы не сотрут:
- Человек всегда имеет право
На ученье, отдых и на труд!
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!
Над страной весенний ветер веет,
С каждым днем все радостнее жить,
И никто на свете не умеет
Лучше нас смеяться и любить.
Но сурово брови мы насупим,
Если враг захочет нас сломать, -
Как невесту, Родину мы любим,
Бережем, как ласковую мать!
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!
----------------
Ясно видно, что в настоящее время хоть какой тоталитаризм и пропаганду ни устрой, такой песни не написать и не внедрить в массы. Нет материала и предмета для воодушевления и гордости.
Где-то читал, что куплет про "сталинский закон" был добавлен уже после выхода на экраны к/ф "Цирк" (и, возможно, уже после того, как песню записал Даниил Демьянов).
Дело в том, что под "сталинским законом" понимается Конституция, принятая 5 декабря 1936 года, а фильм вышел на несколько месяцев раньше. В 1937 песню уже, само собой, издавали по-новому. В таком виде песню записал на грампластинку Марк Рейзен (не Эйзен!). А после 1953 года куплет был изъят. И в таком виде песня уже предстает, например, в песеннике 1957 года.
Кстати, В.Бунчиков и В.Нечаев в студии ВР записали не три, как на пластинку, а четыре куплета. Это было в том же 1947 году. Но из имеющейся записи вырезан куплет о Сталине. Думаю, где-то должен быть оригинал. Пусть и он неполный, а все лучше.
Кстати, та же самая участь постигла и саундтрек из к/ф "Двадцатый май". Из него вообще глупо вырезали кусок, изуродовав два куплета. Вышло следующее:
Солнце майское, светлее
С неба синего свети,
Чтоб до вышки мавзолея
Нашу радость донести.
Май течет рекой нарядной
По широкой мостовой,
Льется песней необъятной
Над красавицей Москвой.
Изуродованная запись имеется. Если интересно, то могу выложить в "Самодеятельность".
Интересно. А в фильме не могли резонуть? Я когда-то уже задавал этот вопрос, когда обратил внимание, что во время последних кадров (парад) персонажи смотрят в сторону Мавзолея (или мне так показалось, я все же географию Москвы знаю не так хорошо), и идет диалог "Теперь ты понимаешь?" "Понимаю". А куда смотрели, и что понимают - не понятно :)
Скорее всего было так, как пишет Иван А. В своей передаче про Л.Орлову Г. Скороходов в частности упоминал, что, якобы когда Орлову попросили при очередной встрече со зрителями вставить при исполнении куплет про "сталинский закон", та отказалась мотивируя тем, что исполняет песню из кинофильма, а там этого куплета не было. Не знаю, каков был на самом деле контекст отказа Орловой исполнять этот куплет. Но думаю, уж конечно не тот, как трактует его Скороходов, упирая на "антисталинизм" актрисы. Интересно еще узнать. После первого выхода на экраны фильма "Цирк", где не было куплета о "сталинском законе", перемонтировался ли финал фильма, вставлялся ли там этот куплет? Потому что, то в каком виде сейчас показывают этот фильм, по-моему видны "швы монтажа". А если там не было куплета, то зачем его было кромсать?
Я склоняюсь к "позжему" добавлению в фильм.
Однако надо признать, что вставка удачная. Не так про Сталина, как по существу: и за столом у нас никто не лишний, и "человек ... имеет право на ученье, отдых и на труд". Это была правда и это замечательно. Этим отличалась та страна от этой. Обеспечением указанных возможностей, работала над этим. А сейчас все брошены. Кто украл, тот и прав.
Возможно, что и вставляли, а потом вырезали. Кстати, кто-то тут уже предполагал, что на демонстрации должны нести портреты Сталина, и вырезаны именно те кадры.
Возможно, около мавзолея должен быть большой портрет Сталина или трибуна, где мог бы стоять Сталин (ненастоящий, конечно). Но это все домыслы.
А мне один уважаемый специалист по ретро рассказывал о том, что в сталинский период ТОЛЬКО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОКАЛИСТЫ имели право исполнять песни, где упоминался Сталин. Эстрадники и артисты кино такого права не имели. Говорят, только один раз Утесову удалось каким-то образом спеть "Лейся, песня, на просторе" с куплетом, где говорилось о Сталине. Но потом ему ох как влетело за это - больше он этого не смел.
А то, что потом он про Сталина не пел, ему после 1953 года ох как пригодилось. :) Автор:
Иван А. 16.03.08 16:00 Сообщить модератору
//Говорят, только один раз Утесову удалось каким-то образом спеть "Лейся, песня, на просторе"
///с куплетом, где говорилось о Сталине.
А это разве не Утесов поет?
http://www.sovmusic.ru/download.php?fname=leisya
Вопрос про фильм "Двадцатый май" Понятно что Сталина там тупо вырезали, а вот как с остальными куплетами? Они там все присутствуют или чего-то еще не хватает?
Сатурну
"А мне один уважаемый специалист по ретро рассказывал о том, что в сталинский период ТОЛЬКО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОКАЛИСТЫ имели право исполнять песни, где упоминался Сталин. Эстрадники и артисты кино такого права не имели."
Блиин, ну почему тогда они позволили это Ирме Яунзем? :-(((((((((((((
Жители старшего поколения, видевшие этот фильм, говорили, что там звучало вроде 4 куплета. В изрезанной записи их, кажется, лишь два. Надо кассету достать и точно посмотреть.
"Эстрадники" не пели о Сталине??? А Изабелла Даниловна с "Нашим тостом"? А Кострица с "Маршем советской молодёжи"? А Шмелёв с "Маршем юности"?
****************************************************************************************
Есть у меня "Песня о Родине" издания Музгиза 1936г. (т.е.,вероятно, первое издание). Про "наши нивы" куплет там есть, а вот про "за столом...." ещё отсутствует
"А что, разве Ирма Яунзем - непрофессиональная вокалистка? :)"
Я прежде всего вспомнил пресловутую версию песни "Два сокола" в ее исполнении. ИМХО больший стеб над культом личности придумать очень сложно. Неужели тогда это не понимали?
Ну и вообще Утесов ИМХО на порядок лучше подобного "профессионального вокала".
Последние несколько дней что-то странное с сервером почты творится. Пока не разобрался - не успел.
Продублируйте пожалуйста письмо на sovmusic@yandex.ru - отвечу
Да, с куплетом про "сталинский закон" вроде действительно все ясно. В издании 1936 года его нет, в 1937 - уже появился.
Теперь о песнях "культа личности"
У меня сложилось впечатление, что в песнях "культа личности" мы имеем как минимум два разных периода. Думаю что их можно условно разделить на "довоенные" и "послевоенные".
По моим наблюдениям все низкохудожественные поделки на тему "культа личности" написаны исключительно в предвоенные годы. Тут и Ирма Яунзем, и всевозможные колхозные хоры, и "народные акыны" и т. п.
Чем это вызвано наверняка не знаю, но предполагаю что общей неадекватностью и запуганностью общества в 1936-1938 годах, которая привела к отсутствию адекватной музыкальной критики. Проще говоря ситуация как в анекдоте про молодую певицу -дебютантку: "Пусть только попробуют мне плохо аплодировать - я буду петь песню о Сталине!"
В послевоенные же годы подобных поделок мы практически не наблюдаем, написанные в этот период песни о Сталине как минимум добротны, а иной раз и просто замечательны.
Могу предположить что где-то (во время или сразу после войны) имел место некий сдвиг в идеологии и культурной политике, результатом которого и стало более критическое и в целом более адекватное отношение к песням о вожде.
Могу также предположить, что упомянутые выше ограничения на исполнение песен о Сталине явились одним из следствий этой самой политики.
Сообщение отредактировано модератором lake 19.03.2008 13:32
Непонятно только, почему колхозные хоры и народные акыны - это сразу "низкохудожественно". Это нам сейчас так может казаться...
Вот раз я слушал пластинку "стихиры, сочиненные Иваном Грозным" (вып. конца 80-х). Не знаю, что бы Вы сказали об музыкальных качествах этих произведений :)))
Возможно, акыны и поют на наш слух странновато, эскзотически, но вот у народных хоров послевоенного времени имеются, на мой взгляд, и удачные исполнения песен о Сталине. Например, "Расцветай, земля колхозная" и "Величаем мы сокола".
Непонятно только, почему колхозные хоры и народные акыны - это сразу "низкохудожественно". Это нам сейчас так может казаться...
С тем что далеко не всякий народный хор это низкохудожественно - безусловно согласен. Сам с большим удовольствием слушаю, например, записи хора им. Пятницкого. Но вы тоже должны согласиться с тем, что далеко не любая запись в исполнении колхозного хора является шедевром. И в разделе о вождях тому, к сожалению, имеется немало примеров.:-(
З. Ы. На письмо ответил.
Ивану
Возможно, акыны и поют на наш слух странновато, эскзотически, но вот у народных хоров послевоенного времени имеются, на мой взгляд, и удачные исполнения песен о Сталине. Например, "Расцветай, земля колхозная" и "Величаем мы сокола".
Так ведь и я о том же. Хоры никуда не исчезли, но их качество, общий уровень стали уже немножко другими. И та же самая песня "Два сокола" в исполнении хора им. Пятницкого звучит ну совсем по другому.