Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Жалко, что мы поздно родились, "Аврора",
И без нас те годы пронеслись, "Аврора",
Годы, когда Зимний услыхал
В упор твой, "Аврора", грозный разговор!
Связана с Невой твоя судьба, "Аврора",
Город наш не мыслим без тебя, "Аврора",
И всегда без памятных его примет
Гордый твой трёхтрубный силуэт!
Слава революции в тебе, "Аврора",
Ты - живая память о борьбе, "Аврора",
И сверкает на груди твоей не зря
Самый высший орден Октября!
Ничего, что юны мы сейчас, "Аврора",
Хватит ещё дела и для нас, "Аврора",
И с пути отцовского мы не свернём, -
Знай, "Аврора", мы не подведём!
2. "Александр Чекалин" ("Песня о герое-комсомольце") - на слова В.Гурьяна.
Над рекой побелевшие сосны стояли,
Голосила пурга за Окой по низам:
Фашистам в засаду попался Чекалин,
Чекалин, герой-партизан.
Чекалин... Чекалин...
И огнём, и железом героя пытали,
Но героя, как сталь, закалил комсомол:
Ни слова не вымолвил Саша Чекалин,
Чекалин, бесстрашный орёл.
Чекалин... Чекалин...
Никогда не умрёт легендарный Чекалин, -
По нему комсомольский равняется строй.
Нас много! У каждого в сердце вчеканен
Бессмертный Чекалин-герой!
Чекалин-герой! Чекалин-герой!
3. "На реке Тобол" - на слова С.Васильева.
Не быстра река Тобол и не светла.
Вдоль по берегу качается ветла.
Не быстра река Тобол, не глубока
И ничем-то не прославлена пока.
Обошли Тобол и слава, и почёт,
Потихоньку подо льдом себе течёт.
Добирается, журча да не спеша,
До широкого красавца Иртыша.
Вечереет над Тоболом над рекой,
Возле проруби - безмолвье и покой,
Как оглянешься - как будто ни души,
Но уйти с Тобола не спеши.
С бисеринками-дробинками в очах,
С самодельным коромыслом на плечах
В подшивных пимах шагает от моста
Северяночка - гордячка-красота.
На пуховом полушалочке снежок,
На шубейке опояска-ремешок.
Больно девушка приметна и мила,
Видно, гостья из колхозного села.
Уж как был бы я бы парень холостой,
Непременно бы сказал я ей: "Постой.
Ты постой, постой, красавица моя,
Дай мне наглядеться, радость, на тебя".
Лирические песни "На реке Тобол", "Мерцают звёзды ясные" (и ещё ряд других) звучали по радио в 50-е, 60-е и изредка даже в 70-е годы. Пели их известные популярные певцы, в том числе и В.Нечаев. Но теперь композитор прочно забыт!
Мерцают звёзды ясные в далёкой вышине,
Я в эту ночь прекрасную с тобой наедине.
Идём одной дорогой мы, глядим глаза в глаза, -
И можно жить без многого, а без любви нельзя.
Ну что же тут поделаешь,
Когда милей других
Лишь та косынка белая,
Что на кудрях твоих.
Лишь та улыбка светлая,
Которая - твоя,
Да те слова заветные,
Что слышу только я.
Мне будто легче дышится,
Коль рядом ты со мной,
Недаром в песнях слышится
О радости такой.
Любую бурю выстоишь,
К любой борьбе готов,
Когда на сердце чистая
И крепкая любовь!..
Песни эти, конечно, были в чём-то шаблонными - но безусловно "допопсовыми". С добротно сконструированной мелодией, без надуманных, немотивированных "диссонансов" - используемых иногда лишь для того, чтобы замаскировать самоповторы и заимствования. Композитор отнюдь не плохой. По крайней мере знавший своё дело как следует, и в меру таланта сочинявший иногда достаточно удачные песни. Впечатление для сегодняшнего слушателя будет "в среднем" примерно такое же, как от песен Г.Носова, Ю.Слонова, Б.Терентьева, В.Сорокина и В.Макарова, написанных в 40-50-е гг.
Прослушал всё, что имеется из наследия Д.Прицкера и должен сказать, что насколько можно судить на данный момент, единственной действительно качественной песней являются "Белокрылые чайки" - одна из лучших советских песен о море (могла бы запросто войти в десятку лучших песен на военно-морскую тематику). А вот всё остальное чем-то мне напоминает композиторские сложности Л.Бакалова -- казалось бы нащупывается какая-то стройная и интересная мелодическая формула, но вот проходит время и ... ожидания не оправдываются. Прямо как будто у композитора в голове что-то крутится, а вот родиться никак не может. И поэтому начинаются явно искусственные "натягивания". Это чувствуется и в "Завлекала я парнишку", и в "Вишне", и в "Лирической партизанской", и в "Пой с друзьями", и в "Суровом боцмане". Интересно, конечно, ради исторического любопытства, послушать "Марш бойцов НКВД" ("Песня о наркоме Ежове"), но тоже не думаю, что там какая-то сногшибательно новая и интересная мелодия (с чисто музыкальной точки зрения). Мне Прицкер (вот по этой сложности составить запоминающуюся и законченную мелодию) немного напоминает позднего Е.Жарковского, который тоже никак не мог прорваться через какую-то странную "троечность" рождаемых песен и мелодий (были, конечно, и исключения), но всё-таки на раннем этапе у Жарковского было довольно много ярких, интересных песен.
Вполне согласен с Вашей оценкой творчества Д.Прицкера. "Белокрылые чайки" действительно можно назвать "вершиной" его творчества, остальные песни в той или иной степени уступают по качеству. Хотя есть и ещё одна довольно неплохая ранняя работа композитора - "Пионерская железнодорожная".