Здесь Вы можете высказать свое мнение о прослушанной песне, добавить или уточнить информацию о ней, описать связанные с ней интересные моменты.
Все это позволит трудящимся сравнить различные точки зрения и получить объективное представление о песне.
Запрещается вести политические дискуcсии и/или любые разговоры, не связанные напрямую с обсуждаемой песней,
для них существует форум.
Все подобные записи, а также непристойные и оскорбительные сообщения будут удаляться.
  Вновь на Дунае "... Я счастья румынам желаю по-русски, и дружбу скрепляет вино ..." Ветеран, приглашённый в Румынию на свадьбу, вспоминает былые бои и походы. Музыка: Зиновий Компанеец Слова: Яков Белинский 1959 Исполняет: Виктор Селиванов Прислал: Сатурн 10.08.17 Обращений: 9465
Спасибо за саму запись, но хочется именно тут рассмотреть более близко.
Напоминает мне что я никогда особо не ценил Селиванова. Как, например, Гришанова и Шашкова не ценил.
Трудно объяснить почему. Но с другой стороны легко объяснисть понятно почему он набрал высоты в середине 50-ых примерно.
Само произведение.... если вдуматься, то доходит до маразма. С первых же слов. Первые же слова: "давно отгремели бои и походы", сопровождаются легкими, приподнятыми нотами. Как и слова "мне памятны эти места". Слова же "с отцом жениха довелось породниться, спасая его из огня" звучат примерно так как должны звучать слова "с отцом жениха довелось породниться, обедом одним у костра". Кажется что бои и походы были просто пиком счастья, или как минимум - интересным приключением, оставившим добрые, воздушные, сладкие воспоминания.
Так никогда не споет Нечаев, Виноградов, и не споет Утесов, так никогда не напишет Блантер. Стоит только припомнить какие ноты сопровождают слова "Пушки молчат дальнобойные, залпы давно не слышны". Нет, можно спеть с какого-то типа грустно-доброй улыбкой, в которой скрывается память, тяжесть, и боль, - и это искусство - например, так поет Шмелев "По фронтовым дорогам". Но не как тут поет Селиванов. Ну не приемлю я.
Это, для меня, насмешка над святым, какая-то дурацкая пародия. Можно написать песню, например, такую как "Ты гармонь, тихонько заиграй" из фильма "Щедрое лето" - в которой не бездумный крутящийся и взвивающийся приподнятый вальс под бокал шампанского, а сложная гамма - от вдумчивости, размышления, близости, приподнятости, радости за то что все кончилось как кончилось, подчеркивания важности темы и даже суровой святости и чуть ли не угрозы (в словах "никогда мой друг не забывай как родная мать на битву снаряжала") - это другое дело.
А эта песня - это просто смех и грех. Так я считаю, хоть убейте.
Не знаю что тут хуже - текст, просто ужасный, высосанный из пальца, или бездарная музыка. Но они подходят друг-другу. Кажется что оба просто неряшливо написаны ad hoc. Это не песня, а "песенка". И даже на этот статус еле-еле тянет.
"Кружатся пары, мелькают улыбки, и вспомнив о давних боях, звенят над Дунаем румынские скрипки и вторит им русский баян".
Если вдуматься в этот текст - это просто бред. Все смешалось - кружатся пары, везде улыбки, бьют фонтаны, гремит вальс, пиршество, вино и молодость вокруг, и вдруг какие-то бои (причем непонятно какие - румын с красной Армией что-ли? Меня тут недавно распинали за румын). И почему-то "давние", тогда как Победе - всего 10 лет, и сотни настоящих песен говорят нам обратное - что они совсем таки не "давние". Давние они может быть для тех кто слушает такие песни. Заодно и огненные братские спасения недавних кровных врагов румын от непонятно какого вражеского огня, итд..
Селиванов же бодро протороторив эту белиберду продолжает своим масляным голоском импозантно напевать - а-а-аа-аа-аа, вроде бы для подчеркивания и так разящего за версту "воздушно-пустышного" духа песенки.
Спасибо за такой обстоятельный анализ этого опуса.
Согласен практически по всем пунктам.
Текст весьма посредственный - причем исполнитель явно обращает внимание лишь на вокал, не предприняв попытки хотя бы интонационно как-то сгладить "недоработки" текста.
Несколько меньше претензий к мелодии. Да, малооригинальная, шаблонная - но если бы был нормальный, адекватный поэтический текст, это не было бы так заметно.
Вот Вы говорите о том, что мелодия в этой песне "малооригинальная" и даже "шаблонная". А вот Вы смогли бы назвать какие-то другие песни, на которые мелодия этой похожа?
Стихи - да, действительно не ахти, но мелодия вполне удовлетворительная - не нудная, мелодическая линия запоминается, её можно с лёгкостью спеть...
//"А вот Вы смогли бы назвать какие-то другие песни, на которые мелодия этой похожа"//
Ну это же явный подвох. Вы отлично знаете что "шаблонные" песни часто тем именно и шаблонны что они частично напоминают бесконечное число других мелодий, но указать что-то конкретное очень нелегко. Это во-первых. А вот "малооригинальной" песня чисто логически может быть не напоминая какие-то другие мелодии.
//"мелодическая линия запоминается, её можно с лёгкостью спеть..."//
Если не трудно, спойте пожалуйста. У Вас наверняка есть микрофон для интернета. Тут не важен голос, а только мелодия. Ждем.
Забыл сказать - если Вы все таки хотите знать какого типа, рода и вида песни эта мелодия очень и очень напоминает, то скажу что как раз те которые Вы так любите - Ваши горячо любимые "концертные", "вальсовые", с витиеватыеми и воздушными мелодиями, где богатая инструментовка, и легкое, ненавязчивое пение солиста. А таких сотни. Этот тип песен я могу определить с первой ноты. Они как раз очень часто шаблонны.
Шаблонность означает усреднённость, похожесть одного на другое. Есть огромное количество песен, которые не только мелодически слабые, но в этой слабости ещё и похожи друг на друга до, порой, полной неразличимости. Особенно часто такая шаблонность присуща армейско-строевым песням - и по вполне понятной причине: в таких песнях рамки, в которых развивается мелодия, изначально, то есть по самой природе жанра, узки. Есть, конечно, и другие жанры, в которых образовался шаблон или трафарет.
На мой слух, в данной песне при всей слабости текста (честно говоря, песня и не претендовала на какую-то особую глубину) имеется неплохая и совсем даже не шаблонная мелодия, которая легко запоминается.
Ну, допустим я согласен со всем что вы написали, кроме того что и в жанре ваших любимых "концертно-вальсовых" песен сложился тоже трафарет, причем такой, который настолько принижает ценность песни, что их никто не собирает и никто особо не любит кроме вас. Это в отличие от военных песен.
Проблема с тем видом песен который вы любите, что их суть, их естество, изначально и почти по определению делают их второстепенными, легковесными, почти эстрадными, что налагает на них еще более узкий трафарет чем на военно-строевые. Они не запоминаются, это песни которые слушаешь и забываешь - точно как этот экземпляр.
Усредненность тоже бывает разная. Можно "усреднять" по высоким образцам.
Как бы ни хороша была музыка, бывает, что текст "опускает" произведение донельзя. А стихи - основа песни. Свиридов где-то высказал мысль, что музыка без слов - бездуховна, так как она сама по себе (как сугубо материальное начало) не способна нести духовного содержания.
Константин Вершинин отредактировал это сообщение 13.08.17 в 01:23
Я признАюсь, что меня всегда раздражала какая-то странная зацикленность на военной тематике, попытка свести всю богатую палитру советской песни к именно военным сюжетам, к военным мотивам. Мне всегда казалось, что советская песня, посвящённая мирной тематике, тематике радости повседневного быта, подвигов трудовых, а не только ратных, недооценена. Говорит это больше не о самих песнях, а об их слушателях, о их ожиданиях, об их психологических потребностях...
Я не стану спорить, так как это спор бесконечный. Я не воспринимаю песню (именно песню!), если в ней плохая мелодия, будь в ней какие угодно гениальные стихи. Я могу её воспринять как документ эпохи (если текст имеет какой-то элемент экзотичности), но я не способен пробудить в себе симпатию к такому опусу именно как к песне. Я много раз отмечал, что мой, лично мой, путь к советской песне пришёл через её МЕЛОДИКУ - слова для меня всегда были, скажу открыто и честно, вторичны. Важны, порой очень важны, порой гениальны, но именно вторичны с точки зрения их роли в ПЕСНЕ.
Я не согласился бы с попытками некоторых сузить мои интересы и привязанности в советской песне - я не давал и не даю никаких поводов для этого. И мои личные выкладки, и мои оценки тех или иных песен, присутствующих на сайте (и вообще) никаким образом не дают повода для приписывания мне какой-то нарочитой любви к некому "концертно-вальсовому" жанру, хотя и в нём есть отличные песни (многие заздравные и застольные, к примеру).
...пусть даже как продолжение старых (10-летней давности. :-))
Можно высказать особое, серьезное, вполне личное мнение?
Мне сейчас кажется, что часть советских "мирных" песен всегда была переоценена! А именно, та часть.
которая мало укоренена в предшествующей культуре.
Лучшие "чисто мирные" советские песни, которые я могу назвать - это... (хотел первым номером написать "Стой, кто идет" Мурадели. :-) Она ведь не боевая, выстрела ни одного не раздалось...) песни на "колхозную" или близкую тематику. Например, Туликова: "Расцветай, земля колхозная" и "Цвети, наш край", Терентьева "Хлеб идет"...
Согласен с Константином и хочу подчеркнуть похожую деталь в песнях о любви, в романтическом жанре советской массовой песни - именно более "увесистые" песни такого рода, песни где мелодия не усложнена, песни где в центре СОЛИСТ - более глубоки. Песни же о любви более "легкого", "концертного" типа - намного более поверхностны.
Да, тут я держусь совершенно противоположного мнения. Для меня песня - это озвученный текст. В этом смысле более совершенными считаю песни как можно более псалмодические, речитативные.
У Ц. Кюи где-то есть гениальная формула (цитирую приблизительно, по памяти), что романсы Чайковского замечательно музыкальны, но как романсы почти все они плохи (в силу того, что сначала пишется музыка, а текст уже "нанизывается" на нее, и выходит неряшливо).
Советская массовая песня не существует без слов, без текста. Именно в тексте ее новшество, или точнее в последственном опыте привязки нового типа ТЕКСТА И ТЕМАТИКИ к музыке.
Кстати, русский романс в целом двигался по линии увеличения речитативности. Если вначале мы имели вполне подражательные, итальянизирующие опусы (даже у самого Глинки), но впоследствии явились гениальные "Старый капрал" Даргомыжского или "Забытый" Мусоргского, а потом и сплошь речитативная лирика Рахманинова, Метнера и т.д.
Не в качестве предмета для дискуссии! Мне хотелось бы отметить, скажем, насколько, на мой взгляд, просто прекрасна песня Ю.Милютина "Ленинские горы". Лично я считаю её лучшей песней о Москве (сугубо моё мнение). Там замечательные слова, но насколько там волшебна музыка, которой достаточно для того, чтобы передать весь набор ощущений, связанных с тематикой...
Отдаленное сходство найденной песни З.Компанейца прослеживается с песней "Сталинградский вальс" в исполнении Утёсова, с некоторыми "морскими" песнями Б.Терентьева.
Но вообще-то ярлык "шаблонности", который я скоропалительно приписал песне З.Компанейца, несправедлив.
По СЕГОДНЯШНИМ меркам эта мелодия - отличная. Если бы такую (хотя бы такую!) написал какой-нибудь СОВРЕМЕННЫЙ композитор для современного же фильма (но о событиях советского прошлого), песня была бы "хитом".
К сожалению, судьбу этой песни решил явно недоработанный, непродуманный, наспех сколоченный текст. В первую очередь именно по этой причине песня осталась невостребованной массами, забылась бесповоротно. Тем не менее, усилия энтузиастов по ее поиску отнюдь не напрасны: эта забытая, в наши дни "никем никогда не слышанная", мелодия от классика советской песни как минимум может служить "отправной точкой" для синтеза новых мелодических тем. Ведь слушать полноценную оркестровую запись - совсем не то, что читать ноты с листа! И какие-нибудь две-три удачно найденных нотки (которые "классик" почему-то так и не "довел до ума"), услышанные именно "вживую" (а не на бумаге), иногда могут подсказать современному композитору совершенно новую оригинальную мелодию.
Прохожий отредактировал это сообщение 13.08.17 в 11:56
Да, согласен с приведёнными Вами ассоциациями - особенно, кстати, с песней Терентьева "Я море люблю". Но лично мне больше всего эта песня напоминает песню того же З.Компанейца "Отплытие", тоже незаслуженно забытой.
Эти "стопроцентно забытые" песни от корифеев жанра - самый настоящий "мастер-класс" для современных композиторов.
Ведь чтобы написать что-то похожее (по стилистике и по качеству) на "Подмосковные вечера" (например для современного игрового фильма о пятидесятых годах), композитору явно недостаточно слушать только эти самые "Подмосковыные вечера",.
Для вдохновения, для полноценного "погружения в эпоху", композитору, наверное, могли бы быть неплохим подспорьем подборки из вот таких "хорошо забытых" - но при этом "мелодически качественных" песен того времени.
Энтузиасты, разыскивающие эти песни, делают большое и полезное дело,
Так называемые "незаслуженно забытые" песни в мелодическом отношении зачастую ничуть не хуже тех, которым "повезло" остаться "на слуху" у современных радиотелепродюсеров.
Проблемы - да, часто именно из-за текста.
Прослушал еще раз "Вновь на Дунае". Если бы жанр произведения был обозначен как "ария из оперетты", текст мог бы показаться несколько более приемлемым (поскольку он существовал бы в составе некоего предполагаемого опереточного действа).
Цитирую из книги Анатолия Новикова "Песня в строю" ("Молодая Гвардия", 1976):
"Еще до войны, в конце 1940-го года, мы написали с поэтом Сергеем Алымовым к конкурсу военной песни "Васю-Василька" и "Самовары-самопалы". Мы заранее договорились что напишем веселые солдатские песни. И вот Сергей Алымов придумал "Васю-Василька", которому "письмеца недель пяток почта не приносит" и у которого - "понимаешь ли, браток, сердце ласки просит".
[...]
"Любопытно, что после того, как "Васю-Василька" узнали, я получил множество писем с просьбой написать еще такую песню. А ведь этого делать нельзя. Песня потому и нравилась, что была хоть и очень простой, но оригинально решенной. Похожая песня, песня-двойник стала бы пустоцветом, народ не стал бы ее петь"
То-есть Новиков говорит что:
1. Песня началась с текста, с интересного текстового решения.
2. Текст и форма военной (военно-строевой) песни могут быть очень ПРОСТЫМИ, но ОРИГИНАЛЬНЫМИ и ИНТЕРЕСНЫМИ.
3. Такой крупный композитор как Новиков говорит что качественные военные (военно-строевые) песни НЕ ФОРМАТНЫ. Песни форматные умирают своей смертью.
Такой огромный массив НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД "шаблонных" военных и военно-строевых песен которые были написаны просто не дожили бы до наших дней и сегодня не представляли бы интереса, а они ДОЖИЛИ и ИНТЕРЕСУЮТ ЛЮДЕЙ, и именно это так раздражает Сатурна.
Не все так просто как Сатурн постоянно повторяет даже насчет "военно-строевых" песен.
"Роль текста песни сейчас стала еще важнее, чем прежде. В сущности, наша основная задача - безупречно донести до слушателя текст с его большими гражданскими мыслями и чувствами, давая его на эмоциональном фоне мелодии. Мне кажется, что надо не столько "петь", думая о полноте и равномерной красоте звука, сколько "выпевать", максимально "доносить" текст".
Мне кажется напрашивается сравнение между этим опусом и песней "Воспевал я край родимый" в исп. Кострицы. Та же тематика - заграничная поездка, старые и новые друзья, понимание и теплота, гордость, воспевание дружбы.
Но в этой песне - нормальные стихи, хорошая, крепко сколоченная мелодия. Нет ни оперетточности, ни шмальца, ни идиотской восторженности, излишнего, лубочного лиризма, нет перемешивания тем, итд. Я уж не говорю о сравнении пения.