Об агитпропгруппе "Красные рупора" (исполнителе песни).
Цитата по книге "Эрнст Буш и его время", Г. Шнеерсон, М., 1971:
[О Гансе Эйслере] ...весной 1924 года занятия в классе Шенберга были завершены. Окончив с отличием консерваторию, Эйслер вскоре переехал в Берлин. Последние годы в Вене Эйслеру приходилось все чаще и чаще сталкиваться с неприязненным отношением многих своих коллег-композиторов и критиков, не принимавших его взгляды на искусство как на средство общения с людьми, выражения идей. Известно, что глава Новой венской школы Шенберг, высоко ценивший талант своего ученика, решительно осуждал его за увлечение политической деятельностью.
«Я был композитором и педагогом. Но больше всего меня увлекало рабочее движение. Это привело к конфликту с моим учителем Арнольдом Шенбергом, который осуждал подобную деятельность», - писал Эйслер в «Автобиографии».
Переезд в Берлин освободил композитора от опеки Шенберга и открыл пред ним широкое поле для творческой и общественно-политической деятельности. В 1920-х годах Берлин был одним из самых оживленных музыкальных центров Европы и одновременно городом, где рабочее движение развивалось со все возраставшим размахом. Это больше всего привлекало Эйслера, жаждавшего революционной деятельности.
...
Приезд Эйслера в Берлин совпал по времени с началом нового антирабочего выступления немецкой буржуазии, поддержанной социал-демократической партией.
Вскоре Эйслер становится членом Коммунистической партии Германии. Его партийное оружие – музыка. Его поле деятельности – рабочее хоровое движение, рабочий агитпроптеатр. Первое соприкосновение Эйслера с искусством берлинского пролетариата носило характер партийного поручения. Вместе с молодым режиссером Максимом Валентином он был направлен в один из лучших рабочих агитпроптеатров «Красные рупора» (*).
* Деятельность этой группы, созданной в конце 1925 года в Берлине при ЦК Союза коммунистической молодежи Германии под названием «Первая агитпропгруппа Комсомола Германии», отражала общую тенденцию развития рабочего театрального искусства той поры: освоение и творческое претворение в новых условиях опыта советской «Синей блузы». Об этом свидетельствуют выступления партийной печати, приводимые в книге «Немецкий рабочий театр».
Большой любовью рабочей аудитории пользовалась программа «Когда дрогнули фронты», посвященная памяти В. И. Ленина, Карла Либкнехта и Розы Люксембург. В этой программе впервые была использована новая форма подачи текста – хоровая декламация (шпреххор), содержание которой в своеобразной форме отразило события недавних лет: борьба Либкнехта и Люксембург против германского милитаризма, Ноябрьская революция, создание Коммунистической партии Германии, подавление революционного пролетариата в январе 1919 года, убийство вождей немецкого рабочего класса. Часть программы, посвященная Ленину, рассказывала о победоносной Октябрьской революции и строительстве социализма в России.
В 1927 году, после успешных гастролей в Чехословакии, группа, укрепленная способными молодыми актерами, приняла новое название «Красные рупора».
Став музыкальным руководителем и пианистом этого коллектива, Эйслер прежде всего занялся музыкальным воспитанием молодых рабочих-актеров. Он обучал их нотной грамоте, прививал им основные навыки вокального мастерства, умение вникать в смысл слова, музыкальной фразы. Для новой программы «Красных рупоров» Эйслер написал выходной марш «Мы красные рупора» и две замечательные песни: «Коминтерн» (на стихи Франца Янке) и «Тревожный марш» (на стихи Эриха Вайнерта). Обе песни, увлекающие могучей революционной энергией, оригинальные по мелодике и ритмической структуре, немедленно завоевали сердца рабочего слушателя и вскоре вышли далеко за пределы спектакля «Красных рупоров». В начале 1930-х годов «Коминтерн» (новое название «Песня трудящихся») получил широчайшее распространение и в Советском Союзе.
"
Фото. Агитпропгруппа "Красные рупора" (Agitprop-Truppe Das Rote Sprachrohr), конец 1920-х - начало 1930-х гг.
SW отредактировал это сообщение 31.08.10 в 23:49